Барт ван дер Лек — художник


ЛитРес

Барт Ван дер Лек извест­ный гол­ланд­ский худож­ник и дизай­нер. За свою жизнь он создал много талант­ли­вых работ, кото­рые ныне хра­нят­ся в раз­лич­ных музе­ях и част­ных коллекциях.

Биография Барта Ван дер Лека

Барт Энто­ни Ван дер Лек родил­ся 26 нояб­ря 1876 года в Утрех­те, Нидер­лан­ды. В про­стой рабо­чей семье, в кото­рой он рос вме­сте с двумя бра­тья­ми и сест­рой, мало зна­че­ния при­да­ва­лось интел­лек­ту­аль­но­му раз­ви­тию детей. В воз­расте четыр­на­дца­ти лет он поме­нял школь­ную ска­мью на обу­че­ние реме­с­лу в раз­лич­ных утрехт­ских мастер­ских по обра­бот­ке стек­ла. В одном из них он встре­тил в 1893 году архи­тек­то­ра Пита Кла­ар­ха­ме­ра, под опе­кой кото­ро­го он начал раз­ви­вать­ся. В 1900 году он пере­ехал в Амстер­дам и посту­пил в Rijksschool voor Kunstnijverheid. 

С 1901 года он также посе­щал вечер­ние заня­тия Rijksacademie van Beeldende Kunsten. Оба курса были успеш­но завер­ше­ны в 1904 году, после чего Ван дер Лек сосре­до­то­чил­ся на при­клад­ном искус­стве, часто сотруд­ни­чая с Кла­ар­ха­ме­ром. В 1905 году, напри­мер, они пред­ста­ви­ли вели­ко­леп­ное лито­гра­фи­ро­ван­ное изда­ние «Песнь Соло­мо­на». Кла­ар­ха­мер кал­ли­гра­фи­ро­вал текст прямо на камне, а Барт раз­ра­бо­тал иллюстрации.

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

После учебы в Амстер­да­ме он вел коче­вой образ жизни. В Энсхе­де в 1906 году он встре­тил свою буду­щую жену Берту, учи­тель­ни­цу из Гланербруга.

Э́нсхеде, ранее — Энсхе­де́ — город и общи­на в Нидер­лан­дах в про­вин­ции Овер­эйс­сел, нахо­дит­ся в самой восточ­ной части стра­ны на гра­ни­це с Германией. 

Вики­пе­дия

Опыт Ван дер Лека как худож­ни­ка по стек­лу, есте­ствен­но, сыг­рал важ­ную роль в его про­ек­тах. Его время в стек­лян­ных мастер­ских, кото­рые он опи­сал как «худо­же­ствен­ное изго­тов­ле­ние и мастер­ская рабо­та», научи­ло его видеть цвет как свет, заста­ви­ло его осо­знать опре­де­лен­ные и про­стран­ствен­но изо­ли­ро­ван­ные формы и раз­ви­ло его пони­ма­ние соче­та­ния живо­пи­си и архитектура.

GeekBrains

С 1906 года его стиль живо­пи­си пре­тер­пел серьез­ные пере­ме­ны. Он попал под вли­я­ние амстер­дам­ских импрес­си­о­ни­стов и нари­со­вал серию порт­ре­тов, в том числе неко­то­рых пожи­лых жен­щин. Эти рабо­ты при­ме­ча­тель­ны своей дотош­ной реа­ли­стич­но­стью и скром­ной, почти моно­хром­ной тональ­но­стью цвета. 

В 1907 году Ван дер Лек решил отпра­вить­ся в Париж со сво­и­ми сокурс­ни­ка­ми, таки­ми как Кейс ван Дон­ген и Лоде­вийк Шел­фха­ут. Нево­об­ра­зи­мо пло­хие соци­аль­ные усло­вия во фран­цуз­ской сто­ли­це про­из­ве­ли на него наи­боль­шее и неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние. Этот опыт вызвал тема­ти­че­ские изме­не­ния в его рабо­те. Вдох­нов­лен­ный еги­пет­ским искус­ством, кото­рое он видел в Пари­же, Барт ван дер Лек мед­лен­но, но после­до­ва­тель­но раз­ви­вал лич­ный мону­мен­таль­ный реа­лизм, в кото­ром инди­ви­ду­аль­ные харак­те­ри­сти­ки и слу­чай­ные фор­маль­ные эле­мен­ты ста­но­ви­лись все более абстрактными.

Барт ван дер Лек и Хелен Крёллер-Мюллер 

В 1913 году Ван дер Лек был пред­став­лен кол­лек­ци­о­не­ру про­из­ве­де­ний искус­ства Хелене Крёл­лер-Мюл­лер и начал важ­ный этап своей карье­ры, рабо­тая над важ­ны­ми пору­че­ни­я­ми для нее и ее мужа. В 1914 году он при­со­еди­нил­ся к «Управ­ле­нию недви­жи­мо­стью Wm H. Müller & Co». В том же году Хелен Крёл­лер-Мюл­лер пору­чи­ла ему раз­ра­бо­тать боль­шой вит­раж для штаб-квар­ти­ры ком­па­нии в Гааге на тему гор­но­до­бы­ва­ю­щей дея­тель­но­сти ком­па­нии. Барт отпра­вил­ся на руд­ни­ки ком­па­нии в Испа­нии и Алжи­ре и вер­нул­ся с более чем сот­ней рисун­ков и акварелей. 

Они сфор­ми­ро­ва­ли не толь­ко осно­ву для боль­шо­го окна, но и важ­ный резер­ву­ар новых обра­зов, кото­рые он будет регу­ляр­но исполь­зо­вать позже. В допол­не­ние к вит­ра­жу он также раз­ра­бо­тал пла­ка­ты для ком­па­нии Batavia Line, моза­и­ки для офиса в Лон­доне и для фермы в поме­стье семьи, типо­граф­ские рисун­ки для Хелен. В 1916 году Ван дер Лек пере­ехал в Ларен. Там он закон­чил две самые важ­ные кар­ти­ны за всю свою карье­ру: «Буря» и «Рабо­та в доках». Обе кар­ти­ны пока­зы­ва­ют ради­каль­ное упро­ще­ние цвета, формы и содержания. 

Журнал De Stijl

В Ларене Барт ван дер Лек позна­ко­мил­ся с Питом Мон­дри­а­ном, кото­рый своим стро­гим упо­ря­до­че­ни­ем гори­зон­та­лей и вер­ти­ка­лей, своей чрез­вы­чай­ной абстрак­ци­ей и рит­мич­ной систе­мой линий и плос­ко­стей про­из­вел на него огром­ное впечатление. 

В 1917 году Барт ван дер Лек стал соучре­ди­те­лем жур­на­ла De Stijl. Он рас­смат­ри­вал одно­имен­ное дви­же­ние как сред­ство обще­ния с кол­ле­га­ми и писал страст­ные прось­бы о пло­до­твор­ном союзе архи­тек­ту­ры и живо­пи­си. Одна­ко важ­ность, кото­рую он при­да­вал (хотя и абстракт­но) изоб­ра­же­нию реаль­но­сти, не раз­де­ля­лась дру­ги­ми чле­на­ми груп­пы, вклю­чая Тео ван Дус­бур­га и Пита Мон­дри­а­на. Несмот­ря на их вза­им­ное ува­же­ние, Мон­дри­ан и Ван дер Лек при­шли к окон­ча­тель­но­му раз­ры­ву из-за их раз­ных взглядов.

Твор­че­ские экс­пе­ри­мен­ты с кера­ми­кой и архитектурой

В два­дца­тых годах Ван дер Лек созда­вал в сред­нем толь­ко четы­ре кар­ти­ны в год, кото­рые в конеч­ном итоге попа­да­ли в при­ви­ле­ги­ро­ван­ный верх­ний слой насе­ле­ния. Он выстав­лял отно­си­тель­но мало и лишь изред­ка пред­при­ни­мал попыт­ки дать своей рабо­те более широ­кое рас­про­стра­не­ние, напри­мер, печа­тая деше­вые фото­гра­фи­че­ские лито­гра­фии недав­них кар­тин. Они, одна­ко, также нашли свой путь в основ­ном в усто­яв­шу­ю­ся худо­же­ствен­ную элиту, посколь­ку широ­кая пуб­ли­ка была дале­ко не гото­ва к такой аван­гард­ной форме визу­аль­но­го искусства.

В конце 1920‑х и 1930‑х годах Ван дер Лек искал воз­мож­но­сти при­ме­нить свои живо­пис­ные идеи в архи­тек­ту­ре. Metz & Co в Амстер­да­ме пору­чил ему раз­ра­бо­тать оби­воч­ные ткани и ковры, кото­рые были запу­ще­ны в про­из­вод­ство в 1929 году. 

Уни­вер­маг в Амстер­да­ме, Нидер­лан­ды, осно­ван­ный в 1740 году, кото­рый был закрыт в 2013 году. 

Википедия 

В 1934 году Барт ван дер Лек полу­чил в пода­рок неболь­шую печь и начал экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с кера­ми­кой. Из его тет­ра­дей ясно, что ему потре­бо­ва­лось много вре­ме­ни, чтобы пере­ве­сти свой чистый стиль живо­пи­си с основ­ны­ми цве­та­ми на белом поле в эту новую среду, одна­ко к 1936 году он осво­ил тех­ни­ку остек­ле­ния. Он изго­то­вил несколь­ко серий пли­ток с изоб­ра­же­ни­ем фрук­тов, птиц и голов живот­ных, две серии таре­лок и даже вазы с гео­мет­ри­че­ски­ми формами. 

Барт ван дер Лек умер за две неде­ли до сво­е­го восемь­де­сят вто­ро­го дня рож­де­ния 13 нояб­ря 1958 года. После своей обыч­ной утрен­ней про­гул­ки он умер в своей сту­дии, сидя за мольбертом.

ivi.ru [CPS]