Ян ван Тоорн — график


ЛитРес

Эмо­ци­о­наль­ный заряд замыс­лов ван Тоор­на про­ис­те­ка­ет из его инте­ре­са к иссле­до­ва­нию визу­аль­но­го зна­че­ния и соци­аль­ной роли про­фес­сии, а не чисто прак­ти­че­ских тре­бо­ва­ний. Его ради­каль­ное обу­че­ние и прак­ти­ка ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на моло­дое поко­ле­ние гол­ланд­ских дизайнеров. 

Биография

Ян Ван Тоорн родил­ся 9 мая 1932 года в Тиле, Нидер­лан­ды. В 1935 году, через три года после рож­де­ния Яна, его семья пере­еха­ла из Тиля в Амстер­дам, чтобы найти рабо­ту. Это вре­ме­на эко­но­ми­че­ской депрес­сии, и отец Яна, порт­ной по про­фес­сии, вынуж­ден был пере­клю­чить­ся на про­да­жу ово­щей. Ян помо­гал сво­е­му отцу. После послед­не­го года Вто­рой миро­вой войны (закан­чи­ва­ю­ще­го­ся зимой голо­да, вызвав­ше­го про­вал мага­зи­на), его отец снова занял­ся поши­вом одеж­ды. Он про­дол­жил зани­мать­ся этой про­фес­си­ей до конца своей жизни. 

Mulder & Zoom 

Яну испол­ни­лось три­на­дцать лет летом осво­бож­де­ния Гол­лан­дии, и он посту­пил в четы­рех­лет­нее учеб­ное заве­де­ние, но не закон­чил его. Он начал свою карье­ру в каче­стве уче­ни­ка в типо­гра­фии Mulder & Zoom в Амстердаме. 

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

Ван Тоорн был изве­стен своим талан­том и энту­зи­аз­мом и был нанят как «рисо­валь­щик». Он остал­ся рабо­тать там до 1952 года, созда­вая иллю­стра­ции для дет­ских книг и кера­ми­че­ские пере­во­ды — соб­ствен­ную тех­но­ло­гию нане­се­ния накле­ек на посу­ду. В тече­ние несколь­ких лет он вырос как ремесленник. 

В 1949 году он посе­щал вечер­ние заня­тия по дизай­ну в школе Amstredamse Grafische, а в 1950 году про­дол­жил обу­че­ние в Instituut vow Kunstnijverheidsonderswijs (позд­нее Ака­де­мия Гер­ри­та Рит­вель­да) в Амстердаме. 

GeekBrains

Искусство социализма

Его мир изме­нил­ся, когда он увлек­ся твор­че­ством, иде­а­лиз­мом и кри­ти­че­ски­ми под­хо­да­ми. Он учил­ся делать дере­вян­ные гра­вю­ры и сидел с учи­те­ля­ми, кото­рые зна­ко­ми­ли его со сво­и­ми мыс­ля­ми и убеж­де­ни­я­ми в неза­ви­си­мой форме «соци­а­лиз­ма». Ван Тоорн учил­ся пони­мать, что его соб­ствен­ный про­фес­си­о­на­лизм дол­жен осно­вы­вать­ся на форме, а также смыс­ло­вом содер­жа­нии и не дол­жен запре­щать реше­ния. Напро­тив, чита­тель или зри­тель долж­ны быть при­гла­ше­ны при­со­еди­нить­ся к его экс­пе­ри­мен­там и испы­тать их удо­воль­ствия. Эта фило­со­фия сле­до­ва­ла за Ван Тоор­ном до конца его карьеры. 

Игры

После двух лет служ­бы в армии он снова при­сту­пил к рабо­те в Mulder’s. Это дало ему воз­мож­ность рабо­тать с Van Dam’s, где он созда­ет гра­вю­ры для пла­сти­ко­вых изде­лий, таких как ска­тер­ти, фар­ту­ки, подуш­ки, под­гуз­ни­ки и т. д. Но вско­ре Ван Тоорн заре­ко­мен­до­вал себя как неза­ви­си­мый иллю­стра­тор, его отправ­лен­ная по почте заяв­ка полу­чи­ла поло­жи­тель­ный отклик от игро­вой ком­па­нии Jumbo, Hausemann & Hotte. 

Он стал раз­ра­ба­ты­вать для них настоль­ные игры, такие как Script, гол­ланд­ский вари­ант Scrabble. Позже Hausemann & Hotte пору­чи­ли ему создать «лабо­ра­то­рию» для раз­ра­бот­ки новых игр и улуч­ше­ния их дизай­на. В 1960 году пер­вый про­дукт сразу полу­ча­ет награ­ду de Gouden Noot за дизайн упа­ков­ки. Ему стали посту­пать новые зака­зы на иллю­стра­ции, напри­мер, набо­ры для вит­рин авиа­ком­па­ний и неболь­шая выстав­ка для Инсти­ту­та пита­ния, отде­ла TNO Toegepast Natuurwetenschappelijk Onderzoek. С этим про­ек­том при­шел гра­фи­че­ский дизайн и его пер­вая бро­шю­ра, кото­рую напе­ча­та­ли. Дирек­тор типо­гра­фии Mart. Spruijt был так пора­жён талан­том Яна, что пред­ло­жил ему раз­ра­бо­тать кален­дарь для про­дви­же­ния сво­е­го бизнеса.

Дизайнер — редактор

Еже­год­ные кален­да­ри Spruijt стали сем­на­дца­ти­лет­ней тра­ди­ци­ей, каж­дый год кли­ен­ты и кол­ле­ги не могли дождать­ся, чтобы полу­чить свою копию сле­ду­ю­ще­го пора­зи­тель­но кра­си­во­го издания.
В трид­цать лет он попро­щал­ся с ком­мер­че­ски­ми иллю­стра­ци­я­ми, ему пред­ло­жи­ли стать чле­ном Gebonden Kunsten federatie, GKf (ассо­ци­а­ции при­клад­но­го искус­ства). Ван Тоорн стал дизай­не­ром и худо­же­ствен­ным редак­то­ром всех пуб­ли­ка­ций для про­из­во­ди­те­ля крас­ки Sikkens и жур­на­ла Range для Philips Telecommunication Industries. Их бюд­же­ты поз­во­ли­ли ванн Тоор­ну исполь­зо­вать луч­шее обо­ру­до­ва­ние, доступ­ное на луч­ших принтерах.

В 1965 году дирек­тор Амстер­дам­ско­го музея Stedelijk пред­ло­жил сво­е­му кол­ле­ге из Эйн­д­хо­ве­на Жану Лерин­гу при­гла­сить ван Тоор­на дизай­не­ром для Van Abbemuseum. Девять лет сотруд­ни­че­ства пред­ста­ви­ли собой самые заме­ча­тель­ные пуб­ли­ка­ции для мно­гих выста­вок. Позже музей пред­ло­жил ему даль­ней­шее раз­ви­тие в каче­стве дизай­не­ра выставок.

Анархистские мысли

Начи­ная с 1971 года, в тече­ние 25 лет под­ряд ван Тоорн раз­ра­ба­ты­вал марки, годо­вые отче­ты и мно­гое дру­гое для наци­о­наль­ной поч­то­вой служ­бы PTT. В 1978 году он поки­нул Van Abbemuseum. Двумя года­ми ранее Ван Тоорн раз­ра­бо­тал гол­ланд­ский про­ект Beyond Shelter для Вене­ци­ан­ской биен­на­ле 1976 года, где он про­вел дис­кус­сию о каче­стве обще­ствен­но­го про­стран­ства. После этого также завер­ши­лось и сотруд­ни­че­ство Ван Тоор­на с Mart. Spruijt, их управ­ля­ю­щий дирек­тор «боль­ше не может согла­шать­ся с анар­хист­ски­ми и марк­сист­ски­ми мыс­ля­ми дизайнера».

Одна­ко зака­зы про­дол­жи­ли посту­пать даль­ше. Он раз­ра­бо­тал неболь­шой и умный жур­нал Dutch Art + Architecture (DA + AT), изда­ва­е­мый Гий­сом ван Туй­лом, кото­рый рабо­тал в отде­ле искусств зару­беж­ных стран Мини­стер­ства куль­ту­ры Нидер­лан­дов (WVC). Жур­нал рас­про­стра­нял­ся через посоль­ства Нидер­лан­дов и мог быть при­об­ре­тен также в род­ной стране. Между 1978 и 1980 года­ми он создал при­вле­ка­тель­ные облож­ки для худо­же­ствен­но­го жур­на­ла Museumjournaal. С 1980 по он являл­ся гра­фи­че­ским дизай­не­ром куль­тур­но­го цен­тра Breda’s cultural center De Beyerd’s, сотруд­ни­че­ство с кото­рым при­ве­ло к серии вели­ко­леп­ных посте­ров и закан­чи­лось в 1987 году выстав­кой работ ван Тоор­на по про­ек­ту Карла Круйсена. 

В 1981 году Ван Тоорн стал веду­щим дизай­не­ром коман­ды, редак­ти­ру­ю­щей и про­ек­ти­ру­ю­щей посто­ян­ную экс­по­зи­цию про­ек­та защи­ты земли и моря Deltaworks на ост­ро­ве Neeltje Jans. Выстав­ка откры­лась в 1986 году, в год, когда Ван Тоор­ну пред­ло­жи­ли при­нять уча­стие в кон­кур­се на оформ­ле­ния новых гол­ланд­ских банк­нот. Через три года его рису­нок стал одним из напе­ча­тан­ных в озна­ме­но­ва­ние 200-летия Декла­ра­ции о праве чело­ве­ка и гражданина.

Дизайн как средство обучения

В тече­ние мно­гих лет он пре­по­да­вал гра­фи­че­ский дизайн и визу­аль­ные ком­му­ни­ка­ции в раз­лич­ных ака­де­ми­ях и уни­вер­си­те­тах в Нидер­лан­дах и за рубе­жом, вклю­чая Ака­де­мию Гер­ри­та Рит­вель­да, Амстер­дам, Инсти­тут исто­рии искусств в Уни­вер­си­те­те Амстер­да­ма и кафед­ру архи­тек­ту­ры Тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та Эйндховена. 

Он был руко­во­ди­те­лем муль­ти­ме­дий­но­го отде­ла Rijksacademie в Амстер­да­ме. С 1991 по 1998 год являл­ся дирек­то­ром ака­де­мии Яна ван Эйка в Маастрих­те, пре­вра­тив ее в меж­ду­на­род­ный аспи­рант­ский центр изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства, дизай­на и теории. 

Ян был при­гла­шен­ным про­фес­со­ром на факуль­те­те гра­фи­че­ско­го дизай­на в Школе дизай­на штата Род-Айленд, Про­ви­денс США, с 1987 по 2008 год. 

Вклад дизай­не­ра в наци­о­наль­ную и миро­вую гра­фи­че­скую куль­ту­ру отме­чен двумя При­за­ми «Х.Н. Верк­ма­на» (1965 и 1972), пре­ми­ей «Пита Звар­та» (1985) и пре­ми­ей «Аthena», учре­ждён­ной Род-Айленд­ской шко­лой дизайна.

Рабо­ты Яна ван Тоор­на широ­ко пред­став­ле­ны в сле­ду­ю­щих собраниях:

  • Морав­ская галерея;
  • Центр Пом­пи­ду, Париж;
  • Музей изоб­ра­же­ния, Бреда;
  • Муни­ци­паль­ный музей, Гаага;
  • Музей совре­мен­но­го искус­ства, Нью-Йорк;
  • Центр изу­че­ния поли­ти­че­ско­го дизай­на, Лос-Анджелес;
  • Музей Ван Аббе, Эйн­д­хо­вен; Музей Стей­де­лик, Амстердам;
  • Биб­лио­те­ка цен­траль­ной ака­де­мии изящ­ных искусств, Пекин;
  • VIVID, Рот­тер­дам, пред­став­ле­ны послед­ние рабо­ты Ван Тоорна;
  • Спе­ци­аль­ная кол­лек­ция амстер­дам­ско­го уни­вер­си­те­та (Bijzondere Collecties).
ivi.ru [CPS]