Пит Мондриан — художник


ЛитРес

Пит Мон­дри­ан важ­ная фигу­ра в исто­рии искус­ства 20-го века, худож­ник гол­ланд­ско­го про­ис­хож­де­ния, изоб­ре­та­тель неопла­стиз­ма, был одним из глав­ных пио­не­ров чисто­го абстракт­но­го искус­ства и одним из осно­ва­те­лей дви­же­ние De Stijl.

Детство и юность

Питер Кор­не­лис Мон­дри­ан родил­ся 7 марта 1872 года в горо­де Амер­с­форт, Нидерланды. 
Мон­дри­ан про­ис­хо­дил из стро­гой каль­ви­нист­ской семьи, кото­рая жила в Амер­с­фор­те до 1880 года, а затем в Вин­тер­свей­ке. Мон­дри­ан много рисо­вал с четыр­на­дца­ти лет. Он полу­чал инструк­ции от сво­е­го отца и от сво­е­го дяди, худож­ни­ка Фрица Мон­дри­а­на и худож­ни­ка Яна Бра­е­та из Убер­фель­да. В 1892 – 1897 годах он посе­щал уроки живо­пи­си в Rijksakademie van Beeldende Kunsten в Амстер­да­ме под руко­вод­ством Авгу­ста Аллебе.

В мастер­стве Мон­дри­а­на можно выде­лить четы­ре пери­о­да, в кото­рых пора­зи­тель­на линей­ность, харак­те­ри­зу­ет его характер.

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

Начало

В труд­ные годы ран­не­го пери­о­да, при­мер­но 1890 – 1904 гг., живя в Удене, Мон­дри­ан, чтобы зара­бо­тать себе на жизнь, рисо­вал чер­те­жи для школь­ных учеб­ни­ков, науч­ные рисун­ки для про­фес­со­ра Р.П. из Каль­ка­ра в Лей­дене и копии кар­тин в Рейкс­му­зе­уме. В стиле Гааг­ской школы, вдох­нов­лен­ный зна­ме­ни­тым импрес­си­о­ни­стом Г.Х. Брейт­нер он рисо­вал пей­за­жи, фермы и еди­ный натюр­морт в насто­я­щих цве­тах, в тем­ных тонах. Нахо­дясь в Амстер­да­ме, с 1905 по 1907 год, Мон­дри­ан, в отли­чие от более ран­ней, мрач­ной, нату­ра­ли­сти­че­ской рабо­ты, при свете луны рисо­вал свет­лы­ми аква­рель­ны­ми крас­ка­ми тон­кие ство­лы дере­вьев, кото­рые наблю­дал у рек Гейн и Амстел. 

Он был чле­ном Ассо­ци­а­ции Свя­то­го Лука­са и выстав­лял­ся там до 1910 года.

GeekBrains

Становление цвета

Вто­рой пери­од начал­ся около 1908 года с видом на лес в Оверэйссел.

Овер­эйс­сел — про­вин­ция на восто­ке Нидерландов 

Вики­пе­дия

Яркая цве­то­вая гамма: фио­ле­то­вые, жел­тые, оран­же­вые и крас­но­ва­то-корич­не­вые цвета встре­ча­ют­ся в иска­жен­ных S‑образных при­чуд­ли­вых ство­лах дере­вьев. Здесь пора­зи­тель­но вли­я­ние нор­веж­ско­го экс­прес­си­о­ни­ста Эдвар­да Мунка. 

Эдвард Мунк — нор­веж­ский живо­пи­сец и гра­фик, теат­раль­ный худож­ник, тео­ре­тик искус­ства. Один из пер­вых пред­ста­ви­те­лей экспрессионизма. 

Вики­пе­дия

В 1908 году Мон­дри­ан встре­тил­ся с Яном Слей­тер­сом и в Дом­бур­ге с Яном Торо­пом, с кото­рым он уже встре­чал­ся в Амстер­да­ме. Оба худож­ни­ка откры­ли глаза Мон­дри­а­ну на новый под­ход к цвету и свету. Вос­хи­ща­ясь дюна­ми, Торо­па и мор­ски­ми пей­за­жа­ми, изоб­ра­жен­ны­ми в широ­ких цве­то­вых про­стран­ствах, Мон­дри­ан нари­со­вал Маяк Вест­ка­пел­ле в ярко-крас­ные и жел­тые поло­сы. В отли­чие от нео-импрес­си­о­ни­стов и фови­стов, кото­рые выра­жа­ли свои соб­ствен­ные чув­ства в при­ро­де, Мон­дри­ан стре­мил­ся улуч­шить дизайн. В 1910 году он был соучре­ди­те­лем круж­ка совре­мен­но­го искус­ства в Амстердаме.

Кубизм

Тре­тий пери­од начал­ся в 1911 году с пере­ез­дом в Париж, где он посе­лил­ся на Мон­пар­на­се в том же доме, где у Конра­да Кик­кер­та и Лоде­вей­ка Шел­фха­у­та была сту­дия. Он был осо­бен­но оча­ро­ван кубиз­мом Пикассо, с кото­рым у него не было лич­но­го кон­так­та. В нежно-корич­не­вых и голу­бых тонах он умень­шал стро­и­тель­ные леса домов, види­мых из его мастер­ской, и фаса­ды готи­че­ских церк­вей до пря­мых и изо­гну­тых линий, обрам­лен­ных ова­лом. В 1914 году Мон­дри­ан при­е­хал в Нидер­лан­ды, чтобы наве­стить сво­е­го боль­но­го отца, кото­рый умер в 1921 году. Из-за нача­ла Пер­вой миро­вой войны он оста­вал­ся на родине до 1919 года. Вер­сия Мон­дри­а­на 1911 года пока­зы­ва­ет ясно­го кубиста. 

De Stijl

С тех пор как Мон­дри­ан, Тео ван Дус­бург и Барт ван дер Лек осно­ва­ли дви­же­ние De Stijl в 1917 году, имя Пита Мон­дри­а­на нераз­рыв­но свя­за­но с ним. В октяб­ре 1917 года они сотруд­ни­ча­ли в пер­вом выпус­ке жур­на­ла De Stijl. Он напи­сал несколь­ко эссе для пуб­ли­ка­ции и стал клю­че­вым сто­рон­ни­ком худо­же­ствен­ной фило­со­фии груп­пы, кото­рая стала извест­ной как неопла­сти­ка. Они высту­па­ли за чистую абстрак­цию или «необъ­ек­тив­ное искус­ство», утвер­ждая, что все­лен­ная может быть све­де­на к основ­ным эле­мен­там формы и цвета. Они упро­ща­ли ком­по­зи­ции до гори­зон­таль­ных и вер­ти­каль­ных линий и исполь­зо­ва­ли толь­ко основ­ные цвета, наря­ду с чер­ным и белым. 

С 1921 года он созда­вал ком­по­зи­ции из боль­ших пло­ща­дей пря­мо­уголь­ни­ков и почти квад­ра­тов с одной крас­ной, жел­той и синей залив­кой, а также чер­ны­ми кон­ту­ра­ми. В 1923 году была инте­рес­ная друж­ба с бель­гий­цем Мише­лем Сефо­рой (псев­до­ним Ф. Бер­ке­лерс), кото­рый был дове­рен­ным чело­ве­ком Мон­дри­а­на, сту­ден­том и био­гра­фом. На пер­вой выстав­ке груп­пы Cercle et Carré, осно­ван­ной в 1929 году Сефо­рой, Мон­дри­ан был пред­став­лен в Пари­же в 1930 году. 

В 1938 году из-за угро­зы войны он отпра­ви­лась в Лон­дон, где подру­жил­ся с худож­ни­ка­ми-абстрак­ци­о­ни­ста­ми Беном Никол­со­ном и Бар­ба­рой Хепу­орт. Спу­стя два года в Нью-Йорке со сво­и­ми кру­ты­ми небо­скре­ба­ми он нашел под­хо­дя­щий кли­мат для сво­е­го стро­го­го стиля. В 1944 году он умер там от вос­па­ле­ния легких.

Наследие

Мон­дри­ан был оди­но­ким чело­ве­ком, кото­рый избе­гал глас­но­сти и жил в той же стро­го­сти, что сим­во­ли­зи­ру­ет его искус­ство. Его сту­дии, как в Пари­же, так и в Нью-Йорке, имели белые стены с крас­ны­ми, жел­ты­ми и сини­ми квад­ра­та­ми и толь­ко самую необ­хо­ди­мую мебель. Мон­дри­ан был очень увле­чен джа­зо­вой музы­кой, о чем также сви­де­тель­ству­ет одна из его послед­них работ: Broadway Boogie-Woogie (1943).

Мон­дри­ан впер­вые полу­чил при­зна­ние в Нидер­лан­дах и в осталь­ной части Евро­пы после своей смер­ти. Вме­сте с В. Кан­дин­ским и К. Мале­ви­чем он был осно­во­по­лож­ни­ком абстракт­но­го искус­ства. Мон­дри­ан ока­зал боль­шое вли­я­ние на таких архи­тек­то­ров и худож­ни­ков, как Оуд и Г.Т. Рит­вельд, Ф. Вор­дем­бер­ге — Гиль­де­варт и Казар Домела.

LOLA

В 1930‑х годах фран­цуз­ский моде­льер «Lola Prusac», рабо­тав­шая в то время на париж­ский мод­ный дом «Hermès», созда­ла линей­ку чемо­да­нов и сумок, вдох­нов­лён­ную позд­ни­ми рабо­та­ми Мон­дри­а­на: со встав­ка­ми из крас­ных, синих и жёл­тых квад­ра­тов кожи. 

В своей кол­лек­ции осень/зима 1965 — 1966 гг., фран­цуз­ский моде­льер Ив Сен Лоран пред­ста­вил зна­ме­ни­тые пла­тья «Мон­дри­ан»— про­стые три­ко­таж­ные пла­тья без ворот­ни­ка и рука­вов из три­ко­таж­но­го полот­на, кото­рые имели декор в виде круп­ных цвет­ных кле­ток — «цита­ты» из кар­тин художника-абстракциониста. 

Его рабо­ты вдох­но­ви­ли бес­чис­лен­ных худож­ни­ков раз­ных жан­ров, от «Крас­но­го и сине­го стула» Гер­ри­та Рит­вель­да (1923) до кол­лек­ции Мон­дри­а­на Ива Сен-Лора­на (1965). Быв­ший семей­ный дом Мон­дри­а­на в Вин­тер­свей­ке также был пре­вра­щен в увле­ка­тель­ный музей под назва­ни­ем Вилла Мондриан.

ivi.ru [CPS]