Вилмос Гузар — дизайнер


ЛитРес

Вил­мос Гузар извест­ный в XX веке гол­ланд­ский худож­ник и дизай­нер вен­гер­ско­го происхождение.

Биография Вилмоса Гузара

Он родил­ся в 1884 году в сто­ли­це Вен­грии Буда­пеш­те и изна­чаль­но имел фами­лию Герц. Он учил­ся в Буда­пешт­ской ака­де­мии деко­ра­тив­ных искусств и пере­ехал в Мюн­хен, чтобы про­дол­жить свое обу­че­ние в 1904 году. В Мюн­хене он встре­тил Анну Эгтер ван Вис­се­кер­ке. Они пере­еха­ли в Гаагу, город, кото­рый ста­нет цен­тром кон­цеп­ции De Stijl, в 1906 году. 

Там он созда­вал про­из­ве­де­ния, кото­рые отра­жа­ли его боль­шое вос­хи­ще­ние Вин­сен­том Ван Гогом. В после­ду­ю­щие годы он много путе­ше­ство­вал, а в 1908 году решил окон­ча­тель­но остать­ся жить в Нидер­лан­дах и нико­гда не воз­вра­щал­ся на роди­ну. Роди­те­ли Анны не при­ня­ли их союз, что при­ве­ло его к браку с ее луч­шей подру­гой Джинн ван Тей­лин­ген в 1909 году. Впо­след­ствии у них родил­ся ребенок.

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

В этот пери­од он в основ­ном рисо­вал порт­ре­ты выс­ше­го обще­ства горо­да и созда­вал свои пер­вые вит­ра­жи, и не терял воз­мож­но­сти всту­пить в кон­такт с аван­гар­дист­ски­ми худож­ни­ка­ми Лон­до­на и Пари­жа. Вил­мос экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал со мно­ги­ми раз­лич­ны­ми сти­ля­ми рисо­ва­ния с 1906 по 1917 год. Несколь­ко при­ме­ров этих сти­лей — диви­зи­о­низм, фовизм, сим­во­лизм, футу­ризм, экс­прес­си­о­низм и син­те­тизм. Он назвал этот пери­од совре­мен­ным пери­о­дом. В 1912 году у него была пер­вая выстав­ка живо­пи­си в Нидерландах. 

Через три года он начал встре­чать­ся с худож­ни­ка­ми, кото­рые про­бу­ди­ли пово­рот­ный момент в его искус­стве. Этими худож­ни­ка­ми были Барт ван дер Лек, Тео ван Дус­бург, Ян Вилс и Крис Бик­ман. В 1917 году было созда­но пер­вое изда­ние жур­на­ла De Stijl, соучре­ди­те­лем кото­ро­го стал Вил­мос Гузар. 

GeekBrains

Война и дизайнер

До нача­ла Вто­рой миро­вой войны он рабо­тал в про­мыш­лен­ном и ком­мер­че­ском гра­фи­че­ском дизайне. Из-за опас­но­сти войны в декаб­ре 1939 года он и его жена Джинн пере­еха­ли в Хир­ден, неболь­шую дерев­ню неда­ле­ко от Хар­дер­вей­ка, где он, будучи евре­ем, чув­ство­вал себя спокойнее.

Во время войны он был актив­ным участ­ни­ком сопро­тив­ле­ния Миг­чель­се­на. В 1945 году его жена умер­ла, и уже через месяц он начал отно­ше­ния со своей дом­ра­бот­ни­цей Анке ван дер Стин, на кото­рой женил­ся в 1953 году. Роди­те­ли его покой­ной жены были очень бога­ты, но после ее смер­ти Гузар остал­ся толь­ко со своим ате­лье. Анке, Вил­мос и его ребе­нок пере­еха­ли в ате­лье. Они были очень бедны и он про­да­вал свои рабо­ты, чтобы выжить. 

В послед­ние несколь­ко лет своей жизни он вер­нул­ся к живо­пи­си в стиле De Stijl.

8 сен­тяб­ря 1960 года Вил­мос Гузар скон­чал­ся в Хардервейке.

Журнал De Stijl

Гузар отве­чал за дизайн облож­ки, а мно­го­чис­лен­ные ста­тьи, опуб­ли­ко­ван­ные в жур­на­ле, спо­соб­ство­ва­ли опре­де­ле­нию неопла­стиз­ма. В этот пери­од он созда­вал нефи­гу­ра­тив­ные рабо­ты и сотруд­ни­чал в про­ек­тах дизай­на инте­рье­ра, таких как дом про­мыш­лен­ни­ка Брюн­зи­ла с Питом Кла­ар­ха­ме­ром в 1918 году и в раз­ра­бот­ке мебе­ли с Питом Цвар­том с 1920 по 1921 год.

Новые стро­и­тель­ные мате­ри­а­лы, такие как желе­зо­бе­тон и сталь, а также прин­ци­пы сбор­ных кон­струк­ций, помог­ли изме­нить архи­тек­ту­ру в конце девят­на­дца­то­го века. Одна­ко дизайн, как пра­ви­ло, отста­ет от тех­но­ло­гий. Архи­тек­то­ры де Stijl также про­дол­жа­ли про­ек­ти­ро­вать тра­ди­ци­он­ным спо­со­бом. Толь­ко позже они нача­ли экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с новы­ми мате­ри­а­ла­ми, исполь­зуя новый архи­тек­тур­ный язык форм, о чем сви­де­тель­ству­ют их квад­рат­ные гео­мет­ри­че­ские струк­тур­ные объ­е­мы, часто с рен­де­рин­гом стен и плос­ких крыш. Про­стран­ствен­но-цве­то­вую ком­по­зи­цию Гуза­ра и Рит­вель­да можно счи­тать одним из самых удач­ных инте­рье­ров De Stijl.

Радикальный дизайн

Ради­каль­ный при­мер тоталь­но­го дизай­на можно рас­смат­ри­вать как при­зыв к объ­еди­не­нию живо­пи­си, мебель­но­го дизай­на и архи­тек­ту­ры, а также как мани­фест, каса­ю­щий­ся тес­ной связи между цве­том и про­стран­ством. Раз­ви­тие про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства крас­ки сде­ла­ло яркие цвета, исполь­зу­е­мые худож­ни­ка­ми, доступ­ны­ми и для архи­тек­тур­ных инте­рье­ров. Худож­ни­ки De Stijl дела­ли цвет «отдель­но от струк­ту­ры», чтобы осво­бо­дить зда­ние от его обыч­но­го замкну­то­го характера.

Боль­шин­ство про­из­ве­де­ний искус­ства, создан­ных Гуза­ром в пери­од, когда он рабо­тал в De Stijl были уни­что­же­ны по его прось­бе. Те немно­гие про­из­ве­де­ния искус­ства, кото­рые оста­лись нетро­ну­ты­ми, сей­час нахо­дят­ся в круп­ных музе­ях по всему миру.

В 1920 году он поки­нул De Stijl. Досто­вер­но неиз­вест­но при­чин его ухода, одна­ко есть мне­ние, что это про­изо­шло из-за борь­бы с ван Дус­бур­гом за цве­то­вую схему, раз­ра­бо­тан­ную Гуза­ром. После того, как Вил­мос поки­нул De Stijl, он полу­чил много ком­мер­че­ских зака­зов. Он сде­лал много работ в раз­ных сти­лях, в кото­рых ино­гда можно уви­деть неболь­шие дета­ли, отно­ся­щи­е­ся к De Stijl. Напри­мер, он нари­со­вал крас­ную линию на одной из обыч­ных картин. 

Рекламная компания для сигарет MISS BLANCHE

В сере­дине 1920‑х годов, Вил­мо­су было пору­че­но раз­ра­бо­тать упа­ков­ку, лого­ти­пы, реклам­ные объ­яв­ле­ния, пла­ка­ты, наруж­ные реклам­ные щиты и настен­ные рос­пи­си для сига­рет «Miss Blanche Virginia». Это была пре­крас­ная воз­мож­ность про­ве­рить кон­цеп­цию «Искус­ство и рекла­ма» на прак­ти­ке. Рекла­ма не долж­на быть хуже живо­пи­си, имен­но для широ­кой пуб­ли­ки долж­но быть дано самое высо­кое в искус­стве. До реб­рен­дин­га на упа­ков­ке была изоб­ра­же­на кра­си­вая наезд­ни­ца, кото­рый соче­та­ла лов­кость в кон­ном спор­те и куре­ние, кото­рая рас­смат­ри­ва­лась как один из пер­вых при­ме­ров эман­си­па­ции женщин.

В кон­цеп­ции Гуза­ра ее вер­хо­вая одеж­да усту­па­ет место более совре­мен­ной одеж­де, а дым от сига­ре­ты заме­ня­ет крас­ное све­че­ние на ее кон­чи­ке. Изме­нить пол­но­стью напи­са­ние лого­ти­па Miss Blanche было невоз­мож­но, так как смена товар­но­го знака была чрез­вы­чай­но доро­го­сто­я­щим финан­со­вым фак­то­ром, поэто­му худож­ник объ­еди­нил свою сти­ли­зо­ван­ную наезд­ни­цу со ста­рым лого­ти­пов. Тем не менее, ему уда­лось при­вне­сти туда эле­мен­ты De Stijl.

ivi.ru [CPS]