Казар Домела — художник


ЛитРес

Казар Доме­ла был одним из самых инно­ва­ци­он­ных и вли­я­тель­ных худож­ни­ков, рабо­та­ю­щих в Евро­пе в сере­дине два­дца­то­го века, а также одним из клю­че­вых чле­нов дви­же­ния «De Stijl».

Биография

Казар Доме­ла родил­ся 15 янва­ря 1900 года в Амстер­да­ме. Он был млад­шим сыном извест­но­го гол­ланд­ско­го соци­а­ли­сти­че­ско­го поли­ти­ка Фер­ди­нан­да Доме­ла Ньивенхёйс. 

Фер­ди­нанд Доме­ла Ньи­вен­хёйс — вид­ный дея­тель гол­ланд­ско­го рабо­че­го дви­же­ния, один из пер­вых нидер­ланд­ских соци­а­ли­стов и про­па­ган­ди­стов марк­сиз­ма. С 1890‑х годов — анар­хист. Депу­тат гол­ланд­ско­го парламента 

Вики­пе­дия

В ран­нем воз­расте он пере­ехал в Ита­лию, где общал­ся с несколь­ки­ми худож­ни­ка­ми-аван­гар­ди­ста­ми. Толь­ко после 1919 года, когда умер его хариз­ма­тич­ный отец, Доме­ла стал худож­ни­ком. Он сопро­тив­лял­ся дав­ле­нию после­до­ва­те­лей сво­е­го отца про­дол­жать свою рабо­ту и посе­лил­ся в коло­нии худож­ни­ков в Асконе, Швей­ца­рия. Там он раз­ра­бо­тал абстракт­но-гео­мет­ри­че­скую живо­пись, кото­рая была свя­за­на с неопла­стиз­мом De Stijl. Доме­ла все­гда утвер­ждал, что он не знал в то время об этом направ­ле­нии и само­сто­я­тель­но раз­ра­бо­тал свой стиль. По его сло­вам, источ­ни­ком вдох­но­ве­ния было восточ­ное мышление. 

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

De Stijl

Три года спу­стя он пока­зал в Бер­лине свои пер­вые абстракт­ные про­из­ве­де­ния искус­ства на выстав­ке под назва­ни­ем «November Group». Пер­вая соб­ствен­ная выстав­ка Каза­ра Доме­лы состо­я­лась в 1924 году в «Galeria d’Audretsch». В этом же 1924 году в Пари­же он встре­ча­ет Тео ван Дус­бур­га и Пита Мондриана. 

Казар Доме­ла при­со­еди­ня­ет­ся к De Stijl, в кото­ром он стал самым моло­дым чле­ном. Одна­ко его худо­же­ствен­ное раз­ви­тие пошло не так, как у боль­шин­ства его кол­лег. Он все боль­ше и боль­ше посвя­щал время раз­ра­бот­ке релье­фов: трех­мер­ные кар­ти­ны, в кото­рых он при­пи­сы­вал глав­ную роль диа­го­на­ли. Он начал рабо­тать с мно­же­ством раз­ных мате­ри­а­лов, что поз­во­ли­ло ему поиг­рать с про­зрач­но­стью: дере­во, латунь, медь, стек­ло, орг­стек­ло. Казар исполь­зо­вал кри­вые линии с 1932 года. Типич­ны­ми для De Stijl явля­ют­ся рабо­ты, кото­рые Казар Доме­ла сде­лал для ком­мер­че­ских кли­ен­тов, таких как AEG, Osram. В 1926 году он выстав­лял­ся с аван­гар­дист­ским Société Anonyme в Нью-Йорке.

GeekBrains

С 1927 по 1933 годы его мно­го­чис­лен­ные аван­гар­дист­ские заня­тия (живо­пись, фото­гра­фия, гра­фи­ка) при­ве­ли его в Париж и Бер­лин. Казар Доме­ла при­со­еди­нил­ся к Ring Neue Werbegestalter, осно­ван­но­му Швиттерсом. 

Курт Швит­терс (Kurt Schwitters) — немец­кий худож­ник и писатель. 

Вики­пе­дия

Он участ­во­вал в обзо­рах Cercle et Carré. После своих иссле­до­ва­ний в обла­сти фото­гра­фии он орга­ни­зо­вал в 1931 году для Госу­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки Бер­ли­на выстав­ку — «Фото­мон­таж». Он также экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с фото­мон­та­жа­ми для исполь­зо­ва­ния в мире ком­мер­че­ской рекла­мы. Его рабо­та была хоро­шо при­ня­та, и в 1936 году она была вклю­че­на в выстав­ку кубиз­ма и абстракт­но­го искус­ства в Музее совре­мен­но­го искус­ства в Нью-Йорке.

Переезд в Париж 

В 1933 году, когда нацизм при­шел к вла­сти в Гер­ма­нии, он окон­ча­тель­но обос­но­вал­ся в Пари­же. В неко­то­ром смыс­ле это было осво­бож­де­ние, пото­му что здесь Доме­ла боль­ше не чув­ство­вал себя свя­зан­ным с пря­мы­ми лини­я­ми неопла­стиз­ма. Цве­точ­ные и орга­ни­че­ские формы стали доми­ни­ро­вать над его релье­фа­ми, или пред­ме­та­ми-кар­тин­ка­ми, как он сам их назы­вал. Они напо­ми­на­ют рабо­ты Ганса Арпа, с кото­рым Доме­ла изда­вал аван­гард­ный жур­нал «Пла­сти­ка» в 1937 – 1939 годах. 

Хотя он открыл шел­ко­гра­фию (сту­дию для печа­ти в 1934 году), рельеф был по-преж­не­му его люби­мое сред­ство. В 1936 году он при­нял уча­стие в выстав­ке Кубиз­ма и абстракт­но­го искус­ства в «Museum of Modern Art in New York City». 

Шел­ко­гра­фия или Тра­фа­рет­ная печать — метод вос­про­из­ве­де­ния как тек­стов и над­пи­сей, так и изоб­ра­же­ний при помо­щи тра­фа­рет­ной печат­ной формы, сквозь кото­рую крас­ка про­ни­ка­ет на запе­ча­ты­ва­е­мый материал.

Рабо­ты Каза­ра (César Domela) не силь­но изме­ни­лись с 1930‑х годов. В этом не было необ­хо­ди­мо­сти, пото­му что он все­гда умел соче­тать глад­кие, гру­бые, бле­стя­щие и мато­вые мате­ри­а­лы в вир­ту­оз­ные, иде­аль­но закон­чен­ные ком­по­зи­ции. Он соби­рал кусоч­ки баке­ли­та, аку­льей кожи, алли­га­то­ра, пер­га­мен­та, кито­во­го уса, лату­ни, чер­но­го дере­ва и дру­гих, часто назы­ва­е­мых «умны­ми» материалов. 

С трид­ца­тых годов худож­ник при­ни­мал уча­стие в основ­ных меж­ду­на­род­ных демон­стра­ци­ях абстракт­но­го искусства.

Казар Доме­ла не созда­вал свои релье­фы и рисун­ки совер­шен­но без намерений. 

Более глу­бо­кое зна­че­ние, кото­рое долж­ны пере­дать мои объ­ек­ты, — это отдых.

-

Хоте­лось бы, чтобы они были отра­же­ни­ем уве­рен­но­сти и зна­ния, что душа выпол­ня­ет и отра­жа­ет этот стро­гий порядок.

 — напи­сал он в 1936 году в одной из своих ред­ких статей 

Поря­док — это клю­че­вое слово в твор­че­стве Доме­ла. Когда он делал свои релье­фы, он ниче­го не остав­лял на волю слу­чая. Он опре­де­лял соста­вы с точ­но­стью до мил­ли­мет­ра и обра­ба­ты­вал мате­ри­а­лы с ангель­ским тер­пе­ни­ем, пока они не полу­ча­ли жела­е­мую форму и тек­сту­ру. В резуль­та­те, каки­ми бы мно­го­чис­лен­ны­ми не были его релье­фы, они все­гда кон­тро­ли­ру­ют­ся стро­гим поряд­ком. В этом отно­ше­нии Доме­ла все­гда оста­вал­ся вер­ным прин­ци­пам De Stil.

Доме­ла был веду­щим сто­рон­ни­ком «гео­мет­ри­че­ской абстрак­ции», и в 1946 году он осно­вал Centre de Recherché в каче­стве осно­вы для дви­же­ния и ока­зал вли­я­ние на мно­гих моло­дых худож­ни­ков, в част­но­сти на Жана Дей­рол­ла. В 1947 году он про­вел важ­ную выстав­ку в выда­ю­щей­ся гале­рее Дениз Рене и начал заво­е­вы­вать меж­ду­на­род­ную репутацию. 

К 1954 году у него была ретро­спек­ти­ва в Музее совре­мен­но­го искус­ства в Рио-де-Жаней­ро и выстав­ка в Музее совре­мен­но­го искус­ства в Сан-Паулу. И уже в 1955 году у него была выстав­ка в музее Сте­де­лийк, Амстер­дам. 1960 году Муни­ци­паль­ный музей Гааги при­об­рел его рабо­ты и про­вел ретро­спек­ти­ву. С тех пор были про­ве­де­ны мно­го­чис­лен­ные круп­ные музей­ные выстав­ки. В их числе «Доме­ла: 65 лет абстрак­ции» в Музее совре­мен­но­го искус­ства Пари­жа в 1987 году. Не стоит забы­вать и выстав­ку в Музее Шпрен­ге­ля, Ган­но­вер в 2007 году. Казар Доме­ла умер в 1992 году.

Visite

В 1947 году режис­сер Ален Рене выпу­стил фильм о Каза­ре — «Visite à César Doméla».
После его смер­ти, его боль­шое коли­че­ство вещей и рабо­ты были пере­да­ны в нидер­ланд­ский инсти­тут искусств. В 2009 году, две его доче­ри пожерт­во­ва­ли 9 работ сво­е­го отца в Страс­бург­ский музей совре­мен­но­го искус­ства и 13 работ для Муни­ци­паль­но­го музея Гааги. 

ivi.ru [CPS]