Пит Зварт — художник


ЛитРес

Извест­ный топо­граф, дизай­нер и кри­тик, осно­во­по­лож­ник тако­го направ­ле­ния, как гол­ланд­ский дизайн Пит Зварт родил­ся в Гол­лан­дии, в неболь­шом город­ке Заан­дайк в 1885 году. Его твор­че­ские взгля­ды нача­ли фор­ми­ро­вать­ся доволь­но рано, начи­ная с учебы в школе при­клад­ных искусств в Амстер­да­ме. Имен­но там он начал изу­чать живо­пись, архи­тек­ту­ру, раз­лич­ные про­из­ве­де­ния искус­ства раз­ных эпох. Осо­бый инте­рес вызы­ва­ли у него прин­ци­пы англий­ско­го дви­же­ния искусств и реме­сел, упор­но заво­е­вы­вав­шие попу­ляр­ность в Нидер­лан­дах 1900‑х годов.

Зварт учил­ся в «Rijksschool voor Kunstnijverheid Amsterdam» (Наци­о­наль­ная школа при­клад­ных искусств, Амстер­дам), он изу­чал раз­лич­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, смеж­ные дис­ци­пли­ны, вклю­чая живо­пись и архи­тек­ту­ру, его инте­ре­со­ва­ли прин­ци­пы англий­ско­го дви­же­ния искусств и ремесел.

Буду­щий дизай­нер Зварт не при­дер­жи­вал­ся тра­ди­ци­он­ных пра­вил типо­гра­фи­ки. Исполь­зо­вал основ­ные прин­ци­пы кон­струк­ти­виз­ма из «Стиль» в своей ком­мер­че­ской рабо­те. Его рабо­ты можно узнать по основ­ным цве­там, гео­мет­ри­че­ским фигу­рам, повто­ря­ю­щим­ся узо­рам, сло­вам, и ран­нее исполь­зо­ва­ние фото­мон­та­жа. Его ком­мер­че­ская печат­ная рабо­та – вли­я­ние кон­струк­ти­виз­ма, «De Stijl».

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

Начи­ная с 23-лет­не­го воз­рас­та, Зварт начал зани­мать­ся педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­стью — пре­по­да­вал живо­пись в жен­ской школе в Леувар­дене. В 1913 году, он реша­ет про­дол­жить обу­че­ние и посту­па­ет в тех­но­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет горо­да Делфт, где про­учил­ся всего год.

Начало карьеры

За всю свою карье­ру Пит Зварт — дизай­нер не огра­ни­чи­вал­ся каким-либо одним направ­ле­ни­ем дея­тель­но­сти. Изве­стен нам и как худож­ник, и как архи­тек­тор, и как фото­граф, и как лек­тор и кри­тик. Отдель­ную роль в его твор­че­стве игра­ла полиграфия.

GeekBrains

В его обу­че­ние в каче­стве архи­тек­то­ра вхо­ди­ло про­ек­ти­ро­ва­ние мебе­ли и инте­рье­ров. Пит нахо­дил­ся под вли­я­ни­ем неопла­сти­циз­ма. Неопла­сти­цизм ори­ен­ти­ро­ван на глав­ном, форме, цвете и линии, но позже пере­шел на более функ­ци­о­наль­ную эсте­ти­ку дизайна.

Нача­ло его карье­ры можно отне­сти к 1919 году, когда он рабо­тал неза­ви­си­мым архи­тек­то­ром на Яна Вилса. Вме­сте с ним Зварт участ­во­вал во мно­гих круп­ных стро­и­тель­ных про­ек­тах. Спро­ек­ти­ро­вав боль­шое коли­че­ство высот­ных жилых домов, зда­ние церк­ви, а также муни­ци­паль­но­го музея в Гааге.

Ян Вилс — нидер­ланд­ский архи­тек­тор, олим­пий­ский чем­пи­он в кон­кур­се искусств © Википедия

Рекламная полиграфия

Начи­ная с 1920 года основ­ным родом его дея­тель­но­сти стала реклам­ная поли­гра­фия. Широ­кую извест­ность ему при­нес­ли рабо­ты для Дел­фт­ско­го кабель­но­го заво­да, поч­то­вой служ­бы, а также фир­мам теле­фон­ной связи.

Зварт осо­зна­вал, что его опыт рабо­ты в типо­гра­фии недо­ста­то­чен. Ему были неиз­вест­ны мето­ды печа­ти, осо­бен­но­сти шриф­тов. Вме­сте со своим 18-лет­ним помощ­ни­ком он ста­рал­ся запол­нить эти про­бе­лы. Его рабо­ты стали резуль­та­том мно­же­ствен­ных экс­пе­ри­мен­тов со шриф­та­ми, гео­мет­ри­че­ски­ми фор­ма­ми, повто­ре­ни­ем слов и аллитерацией. 

За 10 лет рабо­ты в «Nerderlandsche Kabelfabriek at Delft» или «NKF» он создал более 270 про­ек­тов отли­ча­ю­щи­е­ся осо­бен­ным, при­су­щим толь­ко для него сти­лем. Впо­след­ствии кри­ти­ки будут срав­ни­вать с дадаизмом.

Рабо­тая на ком­па­нию, он экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с верх­ним и ниж­ним реги­стром букв, лини­я­ми, кру­га­ми и сво­бод­ной ком­по­зи­ци­ей пись­ма. После этого, он пере­шел на дизайн инте­рье­ра, про­мыш­лен­ный дизайн и дизайн мебе­ли. Зварт клас­си­фи­ци­ро­вал его как «typotect» — часть поли­гра­фи­ста, часть архитектора.

В 1926 году Пит спро­ек­ти­ро­вал иллю­стри­ро­ван­ный ката­лог раз­лич­ных типов кабе­ля высо­ко­го напря­же­ния и теле­фон­но­го кабе­ля. Фор­ма­том ката­ло­га был рево­лю­ци­он­ный — DIN-раз­мер A4

П. Зварт пред­ста­вил вось­ми­де­ся­ти стра­нич­ный цвет­ной ката­лог NKF, куда впер­вые были вклю­че­ны круп­но­мас­штаб­ные фото­гра­фии элек­три­че­ских кабе­лей. Труд­но пред­ста­вить себе менее выра­зи­тель­ный объ­ект, чем кабель. Дизай­нер Зварт совер­шил невоз­мож­ное — исполь­зуя в каче­стве выра­зи­тель­ных средств цвет (чер­ный, крас­ный синий) и гео­мет­ри­че­ские фигу­ры. Создал потря­са­ю­щий по своей зре­лищ­но­сти мате­ри­ал, напол­нен­ный чет­ки­ми кон­траст­ны­ми снимками.

С этого момен­та нача­лось его увле­че­ние фото­гра­фи­ей. Зварт купил соб­ствен­ную каме­ру и углу­бил­ся в пости­же­ние тон­ко­стей фото­ис­кус­ства. Его стиль отли­ча­ли любовь к лини­ям и плос­ко­стям, пра­виль­ные формы и ост­рый взгляд на детали.

Архитектура и дизайн

С 1930 года Зварт углуб­ля­ет­ся в архи­тек­ту­ру. Для ком­па­нии Bruynzeel поми­мо при­выч­ных типо­граф­ских работ он созда­ет кухню мас­со­во­го про­из­вод­ства. Состо­я­щая из стан­дарт­ных эле­мен­тов, она могла пере­стра­и­вать­ся в зави­си­мо­сти от поже­ла­ний кли­ен­та, что стало насто­я­щим про­ры­вом в архи­тек­ту­ре того времени.

Пер­вая миро­вая война и ее послед­ствия про­из­ве­ли пере­ме­ны во взгля­дам Пита Звар­та. Под дей­стви­ем ради­каль­ной соци­а­ли­сти­че­ской идео­ло­гии он пол­но­стью отка­зал­ся от стиля модерн и устре­мил­ся к аван­гард­но­му искус­ству и кон­струк­ти­виз­му. Эти тен­ден­ции нашли отра­же­ние в его дея­тель­но­сти дизай­не­ра, типо­гра­фа и архи­тек­то­ра. Основ­ным направ­ле­ни­ем его дея­тель­но­сти вплоть до самой смер­ти в 1977 году стал про­мыш­лен­ный дизайн.

Вклад Пита Звар­та в раз­ви­тие дизай­на труд­но пере­оце­нить. Вся его жизнь была посвя­ще­на кра­со­те и инно­ва­ци­ям. Имен­но это о нес в массы, стал­ки­ва­ясь порой с непо­ни­ма­ни­ем и цен­зу­рой вре­ме­ни. Это не поме­ша­ло ему впи­сать свое имя в исто­рию раз­ви­тия худо­же­ствен­ной мысли целой эпохи. Доку­мен­таль­ный фильм о жизни и твор­че­стве этого талант­ли­вей­ше­го чело­ве­ка — «Все долж­но изме­нить­ся. Пит Зварт» — луч­шее тому подтверждение.

ivi.ru [CPS]