Тео ван Дусбург — художник


ЛитРес

Вли­я­тель­ный гол­ланд­ский худож­ни­ком, сыг­рав­ший глав­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии худо­же­ствен­ной кон­цеп­ции De Stijl. Также зани­мал­ся архи­тек­ту­рой, дизай­ном и тео­ри­ей искусства. 

Биография

Кри­сти­ан Эмиль Мари Кюп­пер, при­няв­ший псев­до­ним Тео ван Дус­бург, родил­ся в Утрех­те, Нидер­лан­ды, 30 авгу­ста 1883 года. Его отцом был Виль­гельм Кюп­пер, а мате­рью — Ген­ри­ет­та Ека­те­ри­на Мар­га­дант. Когда он начи­нал свою рабо­ту как худож­ник, он под­пи­сал свои рабо­ты «Тео­дор Дус­бург» в честь сво­е­го отчи­ма, кото­рый, как он чув­ство­вал, был его истин­ным отцом в эмо­ци­о­наль­ном плане. Позже он доба­вил «Ван» к сво­е­му имени.

Сна­ча­ла он обу­чал­ся в теат­ре в каче­стве певца, но вско­ре обна­ру­жил свою страсть к живо­пи­си. Дус­бург заре­ко­мен­до­вал себя как худож­ник с боль­шим мастер­ством созда­ния фигу­ра­тив­ных про­из­ве­де­ний, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни под вли­я­ни­ем стиля Вин­сен­та Ван Гога. Он смог про­дать свое искус­ство, и его пер­вая выстав­ка кар­тин состо­я­лась в 1908 году в Гааге. В нача­ле 1910‑х он писал стихи и заре­ко­мен­до­вал себя как искус­ство­вед, чем также зара­ба­ты­вал себе на жизнь. 

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

Вин­сент Вил­лем Ван Гог — нидер­ланд­ский худож­ник-пост­им­прес­си­о­нист, чьи рабо­ты ока­за­ли вне­вре­мен­ное вли­я­ние на живо­пись XX века. 

Вики­пе­дия

С 1914 по 1916 год ван Дус­бург слу­жил в гол­ланд­ской армии, после чего он посе­лил­ся в Лей­дене и начал сотруд­ни­че­ство с архи­тек­то­ра­ми Дж. Дж. П. Оудом и Яном Уилсом.

В 1913 году, после про­чте­ния тео­рий рус­ско­го худож­ни­ка и интел­лек­ту­а­ла Васи­лия Кан­дин­ско­го, Дус­бург был оча­ро­ван абстракт­ным сти­лем искус­ства, в кото­ром были чистые пря­мые линии и про­стые гео­мет­ри­че­ские фигу­ры. Эти тво­ре­ния пред­по­чи­та­ли яркие основ­ные цвета, в кото­рых пре­об­ла­да­ют крас­ные, белые, жел­тые и черные.

GeekBrains

Тем не менее самое боль­шое вли­я­ние на Дус­бур­га ока­зал дру­гой гол­ланд­ский худож­ник Пит Мон­дри­ан, худож­ник, кото­рый был на восемь лет стар­ше его. 

DE STIJL

Вме­сте они осно­ва­ли De Stijl, стиль искус­ства, кото­рый ино­гда назы­ва­ют неопла­стиз­мом. Идея неопла­стиз­ма заклю­ча­ет­ся в том, что насто­я­щее искус­ство или выс­шая форма искус­ства не долж­ны изоб­ра­жать обыч­ные пей­за­жи, кото­рые мы видим вокруг нас каж­дый день. Ско­рее это долж­но быть выра­же­ни­ем выс­ших иде­а­лов и прин­ци­пов чело­ве­че­ско­го духа. Искус­ство долж­но отра­жать внут­рен­нюю жизнь чело­ве­че­ства, а не «лож­ную» иллю­зор­ную внешность.

Ван Дус­бург отвлек свое вни­ма­ние от живо­пи­си в 1920‑х годах, сосре­до­то­чив­шись вме­сто этого на про­дви­же­нии направ­ле­ния De Stijl в Гер­ма­нии и Фран­ции. Там он ока­зал вли­я­ние на сту­ден­тов в школе дизай­на Бауха­у­за и уста­но­вил связи с абстракт­ны­ми и кон­струк­ти­вист­ски­ми худож­ни­ка­ми. Его тео­рии De Stijl впо­след­ствии ока­за­ли вли­я­ние на модер­нист­ских архи­тек­то­ров Ле Кор­бю­зье, Валь­те­ра Гро­пи­уса и Людви­га Миса ван дер Роэ. 

Ван Дус­бург вер­нул­ся к живо­пи­си в 1924 году, и тогда он решил вве­сти диа­го­наль в свои ком­по­зи­ции, чтобы уве­ли­чить их дина­ми­че­ский эффект. Новый этап De Stijl был объ­яв­лен ван Дус­бур­гом в его мани­фе­сте «Эле­мен­та­ризм», опуб­ли­ко­ван­ном в 1926 году.

Тео ван Дус­бург и Пит Мон­дри­ан скоро поня­ли, что у них были раз­ные фило­со­фии отно­си­тель­но направ­ле­ния линий в искус­стве. С одной сто­ро­ны, Мон­дри­ан счи­тал, что пря­мая линия имеет огром­ное зна­че­ние. Дус­бург, с дру­гой сто­ро­ны, вво­дил диа­го­наль­ные линии в своих рабо­тах. Мон­дри­ан счи­тал, что это пре­да­тель­ство кон­цеп­ции De Stijl. Часто имен­но этим объ­яс­ня­ет­ся поче­му они пре­кра­ти­ли друж­бу и про­фес­си­о­наль­ную связь.

Рас­кол между Дус­бур­гом и Мон­дри­а­ном дол­гое время был пред­ме­том спо­ров среди искус­ство­ве­дов. Неко­то­рые утвер­жда­ют, что раз­ли­чия по стилю были основ­ной при­чи­ной отчуж­де­ния двух дру­зей, но дру­гие гово­рят, что это было также из-за столк­но­ве­ния лич­но­сти. Дус­бург был экс­тра­вер­том, общи­тель­ным, в то время как Мон­дри­ан был замкну­тым одиночкой.

После мно­гих лет избе­га­ния друг друга, они слу­чай­но встре­ти­лись в париж­ском кафе. Они немед­лен­но отло­жи­ли в сто­ро­ну свои раз­но­гла­сия и воз­об­но­ви­ли друж­бу. Одна­ко у каж­до­го был свой взгляд на искусство.

Theo van Doesburg — выставки и журналы

Лан­десмей­ский музей Вей­ма­ра пред­ста­вил пер­со­наль­ную выстав­ку работ ван Дус­бур­га в 1924 году. В том же году он читал лек­ции по совре­мен­ной лите­ра­ту­ре в Праге, Вене и Ган­но­ве­ре, а Бауха­уз опуб­ли­ко­вал свой Grundbegriffe der neuen gestaltenden Kunst (Прин­ци­пы нео-пла­сти­че­ско­го искусства). 

В нача­ле 1920‑х годов, нахо­дясь в Гер­ма­нии, ван Дус­бург про­явил инте­рес к искус­ству Дада после встре­чи с худож­ни­ком Кур­том Швит­тер­сом. Исполь­зуя псев­до­ним I.K. Бон­сет он выстав­лял­ся как Дада­ист в Гол­лан­дии в 1923 году и опуб­ли­ко­вал дада-жур­нал «Мека­но».

В тече­ние 1926 года он сотруд­ни­чал с Арпом и Софи Тей­бер-Арп в оформ­ле­нии ресто­ра­на-каба­ре L’Aubette в Страс­бур­ге. Ван Дус­бург вер­нул­ся в Париж в 1929 году и начал рабо­тать над домом в Мёдон-Валь-Флёри с ван Эсте­ре­ном. Ван Дус­бург был дви­жу­щей силой фор­ми­ро­ва­ния груп­пы Abstraction-Création в Париже. 

Худож­ник умер 7 марта 1931 года в Даво­се, Швейцария.

В пери­од с фев­ра­ля по май 2010 года в лон­дон­ской гале­рее Тейт состо­я­лась обшир­ная ретро­спек­ти­ва работ Ван Дус­бур­га. Это была пер­вая круп­ная выстав­ка его работ в Вели­ко­бри­та­нии, вклю­ча­ю­щая кар­ти­ны, рисун­ки и текст. Выстав­ка иссле­до­ва­ла его роль как про­па­ган­ди­ста неопла­стиз­ма, его лич­но­стей дада и вли­я­ние Бауха­у­за, его связи с меж­ду­на­род­ны­ми кон­струк­ти­ви­ста­ми, а также его созда­ние груп­пы Art Concrete. Рабо­ты Тео ван Дус­бур­га нахо­дят­ся в луч­ших худо­же­ствен­ных музе­ях мира.

Для защи­ты своей худо­же­ствен­ной пози­ции, не сов­па­да­ю­щей с мане­рой Мон­дри­а­на, худож­ник изла­га­ет свои идеи в издан­ном им в 1930 году жур­на­ле «Арт кон­крет», вышед­шем всего один раз.

Его рабо­ты:

  • «Ком­по­зи­ция про­ти­во­ве­са VIII» 1924 Чика­го, Инсти­тут искусств
  • «Вит­раж III» 1917 Гаага, Коро­лев­ский музей изоб­ра­зи­тель­но­го искусства
  • «Ком­на­та в доме Барта ван дер Лигта» 1919 Гаага, Коро­лев­ский музей изоб­ра­зи­тель­ных искусств
  • «Кон­тра-кон­струк­ция, дом худож­ни­ка» 1923 Гаага, Коро­лев­ский музей изоб­ра­зи­тель­ных искусств
  • «Кон­струк­ция цвета в чет­вёр­том изме­ре­нии про­стран­ства-вре­ме­ни» 1924.
ivi.ru [CPS]