Карел Мартенс — график


ЛитРес

Карел Мар­тенс один из самых вли­я­тель­ных дизай­не­ров в Нидер­лан­дах и во всем мире.

Биография

Карел Мар­тенс родил­ся в 1939 году в Мук-ан-Мид­де­лар, Нидер­лан­ды. В конце 1950‑х годов он учил­ся в худо­же­ствен­ной школе Арне­ма, где изу­чал иллю­стра­цию и дру­гие пред­ме­ты, слу­шая лек­ции худож­ни­ка, пото­му что в то время не было тако­го поня­тия, как дизай­нер­ское образование.

После окон­ча­ния обу­че­ния в 1961 году он стал рабо­тать в каче­стве вне­штат­но­го гра­фи­че­ско­го дизай­не­ра, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ще­го­ся на типо­гра­фии. Вме­сте с тем он все­гда делал бес­плат­ные (не по зака­зу) гра­фи­че­ские и трех­мер­ные работы. 

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

С 1975 по 1981 год он сде­лал мно­же­ство обло­жек для SUN Publishers. На этих облож­ках явно про­сле­жи­ва­лось вли­я­ние швей­цар­ско­го стиля с плав­ны­ми ком­по­зи­ци­я­ми, нало­же­ни­я­ми, повто­ре­ни­я­ми и абстракт­ны­ми фор­ма­ми. Имен­но в этот пери­од Мар­тенс начал соби­рать раз­лич­ные куски метал­ла, кото­рые он нахо­дил и начал исполь­зо­вать их в своих работах. 

Он испы­тал про­зрач­ные цве­то­вые нало­же­ния, кото­рые ока­за­лись насто­я­щи­ми цве­то­вы­ми пере­жи­ва­ни­я­ми. Все эти экс­пе­ри­мен­ты откры­ли ему новые воз­мож­но­сти, кото­рый ока­за­лись очень полез­ны­ми для исполь­зо­ва­ния в дру­гих обла­стях его рабо­ты. В тече­ние своей карье­ры он также рабо­тал с трех­мер­ным про­стран­ством в архи­тек­ту­ре, созда­вая вывес­ки и фаса­ды типо­граф­ских зда­ний, напри­мер Veenam Printers Ede. 

GeekBrains

Он также спро­ек­ти­ро­вал при­строй­ку к зда­нию филар­мо­нии в Хар­ле­ме, этот дизайн был осно­ван на музы­каль­ной пар­ти­ту­ре Луи Андриссена.

В 1977 году Карел начал пре­по­да­вать гра­фи­че­ский дизайн в худо­же­ствен­ной школе в Арне­ме, а в 1994 году ушел в Ака­де­мию им. Яна ван Эйка в Маастрих­те, где пре­по­да­вал до 1999 года. 

С 1997 года он пре­по­да­вал на факуль­те­те гра­фи­че­ско­го дизай­на в Школе искусств Йель­ско­го университета.

Работа на правительство

С 80‑х годов Карел Мар­тенс начал рабо­тать на пра­ви­тель­ство Нидер­лан­дов. Он создал много инте­рес­ных пред­ме­тов: моне­ты, поч­то­вые марки и теле­фон­ные кар­точ­ки. Эта послед­няя рабо­та дала ему дол­го­ждан­ную воз­мож­ность рабо­тать с чис­ла­ми и цве­та­ми. Он сде­лал семь раз­ных карт, каж­дая с несколь­ки­ми чис­ла­ми, нало­жен­ны­ми на раз­ные цвета. Между этим про­ек­том и авто­ром суще­ству­ет мост, состо­я­щий из кода, в кото­ром ком­би­на­ции чисел соот­вет­ству­ют бук­вам алфа­ви­та. Имен­но через эти про­из­ве­де­ния чув­ству­ет­ся глу­бо­кая чув­стви­тель­ность худо­же­ствен­ной мысли этого человека. 

Он не про­сто дела­ет то, что его про­сят — карту для теле­фо­нов — он при­вно­сит всю свою муд­рость и кре­а­тив­ность в этот объ­ект, делая его не толь­ко полез­ным, но и гра­фи­че­ски хоро­шо представленным.

Награды

В 1993 году он был удо­сто­ен пре­мии имени Н. Н. Верк­ма­на за дизайн архи­тек­тур­но­го жур­на­ла OASE . В 1996 году он полу­чил пре­мию док­то­ра А. Хей­не­ке­на за луч­ший гра­фи­че­ский дизайн в Гол­лан­дии. В рам­ках этой пре­мии была опуб­ли­ко­ва­на моно­гра­фия о его твор­че­стве «Карел Мар­тенс: Печат­ная про­дук­ция», раз­ра­бо­тан­ная в сотруд­ни­че­стве с Яапом ван Три­е­стом. Его рабо­ты были три­жды номи­ни­ро­ва­на на Пре­мию дизай­на в Рот­тер­да­ме: в 1995 году за раз­ра­бот­ку стан­дарт­ной серии теле­фон­ных чип-карт для PTT Telecom, в 1997 году за книгу «Карел Мар­тенс: Печат­ная про­дук­ция», в 1999 году за про­ек­ти­ро­ва­ние фаса­да типо­гра­фии Veenman в Эде. В 1998 году на Лейп­циг­ской книж­ной ярмар­ке его книга под назва­ни­ем «Печат­ная про­дук­ция», содер­жа­щая потря­са­ю­щие стра­ни­цы его циф­ро­вых и тра­ди­ци­он­ных печат­ных работ в обла­сти печа­ти, была награж­де­на золо­той меда­лью как книга с луч­шим дизай­ном «во всем мире». 

В 2002 году он полу­чил пре­мию Гер­ри­та Норд­зи за выда­ю­щий­ся вклад в обла­сти дизай­на шриф­тов, типо­гра­фи­ки и обу­че­ния шриф­тов. На про­тя­же­нии мно­гих лет его книги регу­ляр­но участ­во­ва­ли в еже­год­ном кон­кур­се Best Designed Dutch Books.

Werkplaats Typografie (WT)

В 1998 году Мар­тенс вме­сте с Виг­ге­ром Биер­мой осно­вал соб­ствен­ную типо­гра­фии Werkplaats Typografie (WT) для после­ди­плом­но­го обра­зо­ва­ния в ArtEZ, Инсти­тут искусств, Арнем. Эта школа нахо­дит­ся в том же зда­нии, что и радио рас­пре­де­ли­тель в Арне­ме. Учи­те­ля и уче­ни­ки рабо­та­ют в сту­дии сов­мест­но, чтобы облег­чить обще­ние между ними. Это место, где обсуж­да­ют­ся идеи, где кто-то учит­ся у дру­гих и где Мар­тенс также парал­лель­но рабо­тал с реаль­ны­ми ком­па­ни­я­ми. Сту­ден­тов при­гла­ша­ли помочь в раз­ра­бот­ке архи­тек­тур­но­го жур­на­ла OASE. То, что начи­на­лось как сту­ден­че­ский жур­нал, стало про­фес­си­о­наль­ным меж­ду­на­род­ным жур­на­лом, где основ­ны­ми тема­ми были кри­ти­че­ский под­ход к архи­тек­ту­ре, город­ско­му дизай­ну и ланд­шафт­ной архитектуре. 

Успех жур­на­ла OASE также обу­слов­лен чрез­вы­чай­ной чув­стви­тель­но­стью Каре­ла Мар­тен­са, что про­яв­ля­ет­ся как в его цве­то­вых соче­та­ни­ях, так и в чет­кой связи дизай­на и архи­тек­ту­ры в его рабо­тах. С 2001 года он раз­де­лил худо­же­ствен­ное руко­вод­ство вме­сте с Арман­дом Меви­сом и Полом Элли­ма­ном. В 2006 году WT была аккре­ди­то­ва­на в каче­стве двух­лет­ней маги­стер­ская про­грам­ма гра­фи­че­ско­го дизай­на. В 2014 году Карел Мар­тенс поки­нул WT.

Мар­тенс в насто­я­щее время явля­ет­ся настав­ни­ком в маги­стер­ской про­грам­ме факуль­те­та кон­текст­но­го дизай­на в Эйн­д­хо­вен­ской ака­де­мии дизайна.

Совсем недав­но его рабо­ты были пока­за­ны в музее Ван Аббе­му­зе, Эйн­д­хо­вен и Уил­фрид Ленц, Рот­тер­дам (2018), в Мюн­хене, в Музее подвиж­ной прак­ти­ки, Гент (2017) и в Нью-Йорке (2016). В твор­че­стве Каре­ла Мар­тен­са соче­та­ют­ся почти мате­ма­ти­че­ская точ­ность и выда­ю­ще­е­ся чув­ство цвета, пер­фек­ци­о­низм и мини­ма­лизм. Ред­кая и осо­бен­ная вещь для живо­го худож­ни­ка, его рабо­ты сего­дня при­зна­ны эта­ло­ном в мире гра­фи­че­ско­го дизай­на и пла­сти­че­ских иссле­до­ва­ний. Когда он начал учить­ся, в про­грам­ме не было кур­сов по гра­фи­че­ско­му дизай­ну. Пять­де­сят лет спу­стя, это эмбле­ма гол­ланд­ско­го модер­нист­ско­го дизайна. 

ivi.ru [CPS]