fbpx
 24.11.2017      1172      0
 

Ян ван Тоорн — график

Его миссия — неформально и остро, с использованием особых «остранительных» приёмов, передать содержание сообщения, сосредоточиться на его смысловой нагрузке, а не на декоративной обработке.


Интересная заметка для графического дизайнера: Топ 3 - книги по графическому дизайну

Эмоциональный заряд замыслов ван Тоорна проистекает из его интереса к исследованию визуального значения и социальной роли профессии, а не чисто практических требований. Его радикальное обучение и практика оказали большое влияние на молодое поколение голландских дизайнеров.

Биография

Ян Ван Тоорн родился 9 мая 1932 года в Тиле, Нидерланды. В 1935 году, через три года после рождения Яна, его семья переехала из Тиля в Амстердам, чтобы найти работу. Это времена экономической депрессии, и отец Яна, портной по профессии, вынужден был переключиться на продажу овощей. Ян помогал своему отцу. После последнего года Второй мировой войны (заканчивающегося зимой голода, вызвавшего провал магазина), его отец снова занялся пошивом одежды. Он продолжил заниматься этой профессией до конца своей жизни.

Mulder & Zoom

Яну исполнилось тринадцать лет летом освобождения Голландии, и он поступил в четырехлетнее учебное заведение, но не закончил его. Он начал свою карьеру в качестве ученика в типографии Mulder & Zoom в Амстердаме.

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

Ван Тоорн был известен своим талантом и энтузиазмом и был нанят как «рисовальщик». Он остался работать там до 1952 года, создавая иллюстрации для детских книг и керамические переводы — собственную технологию нанесения наклеек на посуду. В течение нескольких лет он вырос как ремесленник.

В 1949 году он посещал вечерние занятия по дизайну в школе Amstredamse Grafische, а в 1950 году продолжил обучение в Instituut vow Kunstnijverheidsonderswijs (позднее Академия Геррита Ритвельда) в Амстердаме.

Искусство социализма

Его мир изменился, когда он увлекся творчеством, идеализмом и критическими подходами. Он учился делать деревянные гравюры и сидел с учителями, которые знакомили его со своими мыслями и убеждениями в независимой форме «социализма». Ван Тоорн учился понимать, что его собственный профессионализм должен основываться на форме, а также смысловом содержании и не должен запрещать решения. Напротив, читатель или зритель должны быть приглашены присоединиться к его экспериментам и испытать их удовольствия. Эта философия следовала за Ван Тоорном до конца его карьеры.

Игры

После двух лет службы в армии он снова приступил к работе в Mulder’s. Это дало ему возможность работать с Van Dam’s, где он создает гравюры для пластиковых изделий, таких как скатерти, фартуки, подушки, подгузники и т. д. Но вскоре Ван Тоорн зарекомендовал себя как независимый иллюстратор, его отправленная по почте заявка получила положительный отклик от игровой компании Jumbo, Hausemann & Hotte.


Читать книги о типографике
подробнее


Он стал разрабатывать для них настольные игры, такие как Script, голландский вариант Scrabble. Позже Hausemann & Hotte поручили ему создать «лабораторию» для разработки новых игр и улучшения их дизайна. В 1960 году первый продукт сразу получает награду de Gouden Noot за дизайн упаковки. Ему стали поступать новые заказы на иллюстрации, например, наборы для витрин авиакомпаний и небольшая выставка для Института питания, отдела TNO Toegepast Natuurwetenschappelijk Onderzoek. С этим проектом пришел графический дизайн и его первая брошюра, которую напечатали. Директор типографии Mart. Spruijt был так поражён талантом Яна, что предложил ему разработать календарь для продвижения своего бизнеса.

Дизайнер — редактор

Ежегодные календари Spruijt стали семнадцатилетней традицией, каждый год клиенты и коллеги не могли дождаться, чтобы получить свою копию следующего поразительно красивого издания.
В тридцать лет он попрощался с коммерческими иллюстрациями, ему предложили стать членом Gebonden Kunsten federatie, GKf (ассоциации прикладного искусства). Ван Тоорн стал дизайнером и художественным редактором всех публикаций для производителя краски Sikkens и журнала Range для Philips Telecommunication Industries. Их бюджеты позволили ванн Тоорну использовать лучшее оборудование, доступное на лучших принтерах.


Что такое типографика
подробнее


В 1965 году директор Амстердамского музея Stedelijk предложил своему коллеге из Эйндховена Жану Лерингу пригласить ван Тоорна дизайнером для Van Abbemuseum. Девять лет сотрудничества представили собой самые замечательные публикации для многих выставок. Позже музей предложил ему дальнейшее развитие в качестве дизайнера выставок.

Анархистские мысли

Начиная с 1971 года, в течение 25 лет подряд ван Тоорн разрабатывал марки, годовые отчеты и многое другое для национальной почтовой службы PTT. В 1978 году он покинул Van Abbemuseum. Двумя годами ранее Ван Тоорн разработал голландский проект Beyond Shelter для Венецианской биеннале 1976 года, где он провел дискуссию о качестве общественного пространства. После этого также завершилось и сотрудничество Ван Тоорна с Mart. Spruijt, их управляющий директор «больше не может соглашаться с анархистскими и марксистскими мыслями дизайнера».

Однако заказы продолжили поступать дальше. Он разработал небольшой и умный журнал Dutch Art + Architecture (DA + AT), издаваемый Гийсом ван Туйлом, который работал в отделе искусств зарубежных стран Министерства культуры Нидерландов (WVC). Журнал распространялся через посольства Нидерландов и мог быть приобретен также в родной стране. Между 1978 и 1980 годами он создал привлекательные обложки для художественного журнала Museumjournaal. С 1980 по он являлся графическим дизайнером культурного центра Breda’s cultural center De Beyerd’s, сотрудничество с которым привело к серии великолепных постеров и заканчилось в 1987 году выставкой работ ван Тоорна по проекту Карла Круйсена.

В 1981 году Ван Тоорн стал ведущим дизайнером команды, редактирующей и проектирующей постоянную экспозицию проекта защиты земли и моря Deltaworks на острове Neeltje Jans. Выставка открылась в 1986 году, в год, когда Ван Тоорну предложили принять участие в конкурсе на оформления новых голландских банкнот. Через три года его рисунок стал одним из напечатанных в ознаменование 200-летия Декларации о праве человека и гражданина.

Дизайн как средство обучения

В течение многих лет он преподавал графический дизайн и визуальные коммуникации в различных академиях и университетах в Нидерландах и за рубежом, включая Академию Геррита Ритвельда, Амстердам, Институт истории искусств в Университете Амстердама и кафедру архитектуры Технического университета Эйндховена.

Он был руководителем мультимедийного отдела Rijksacademie в Амстердаме. С 1991 по 1998 год являлся директором академии Яна ван Эйка в Маастрихте, превратив ее в международный аспирантский центр изобразительного искусства, дизайна и теории.

Ян был приглашенным профессором на факультете графического дизайна в Школе дизайна штата Род-Айленд, Провиденс США, с 1987 по 2008 год.


Типографика — лучшие книги
подробнее


Вклад дизайнера в национальную и мировую графическую культуру отмечен двумя Призами «Х.Н. Веркмана» (1965 и 1972), премией «Пита Зварта» (1985) и премией «Аthena», учреждённой Род-Айлендской школой дизайна.

Работы Яна ван Тоорна широко представлены в следующих собраниях:

  • Моравская галерея;
  • Центр Помпиду, Париж;
  • Музей изображения, Бреда;
  • Муниципальный музей, Гаага;
  • Музей современного искусства, Нью-Йорк;
  • Центр изучения политического дизайна, Лос-Анджелес;
  • Музей Ван Аббе, Эйндховен; Музей Стейделик, Амстердам;
  • Библиотека центральной академии изящных искусств, Пекин;
  • VIVID, Роттердам, представлены последние работы Ван Тоорна;
  • Специальная коллекция амстердамского университета (Bijzondere Collecties).
Интересная заметка книги о дизайне: Топ 3 - книги для дизайнера

Об авторе: Юлий Штольц

Сноб. Люблю редко, хотя метко, пить виски "Jameson". Ищу проект мечты и эти "мечты" сводятся к деньгам и праздной жизни. Уверен, что справился бы с управлением "Картеля", но увы... Узнать подробнее