16.01.2019      955      0
 

Пит Мондриан — художник

Увлёкся теософией Е. П. Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».


Интересная заметка для графического дизайнера: Топ 3 - книги по графическому дизайну

Пит Мондриан важная фигура в истории искусства 20-го века, художник голландского происхождения, изобретатель неопластизма, был одним из главных пионеров чистого абстрактного искусства и одним из основателей движение De Stijl.

Детство и юность

Питер Корнелис Мондриан родился 7 марта 1872 года в городе Амерсфорт, Нидерланды.
Мондриан происходил из строгой кальвинистской семьи, которая жила в Амерсфорте до 1880 года, а затем в Винтерсвейке. Мондриан много рисовал с четырнадцати лет. Он получал инструкции от своего отца и от своего дяди, художника Фрица Мондриана и художника Яна Браета из Уберфельда. В 1892—1897 годах он посещал уроки живописи в Rijksakademie van Beeldende Kunsten в Амстердаме под руководством Августа Аллебе.

В мастерстве Мондриана можно выделить четыре периода, в которых поразительна линейность, характеризует его характер.

Начало

В трудные годы раннего периода, примерно 1890−1904 гг., живя в Удене, Мондриан, чтобы заработать себе на жизнь, рисовал чертежи для школьных учебников, научные рисунки для профессора Р.П. из Калькара в Лейдене и копии картин в Рейксмузеуме. В стиле Гаагской школы, вдохновленный знаменитым импрессионистом Г. Х. Брейтнер он рисовал пейзажи, фермы и единый натюрморт в настоящих цветах, в темных тонах. Находясь в Амстердаме, с 1905 по 1907 год, Мондриан, в отличие от более ранней, мрачной, натуралистической работы, при свете луны рисовал светлыми акварельными красками тонкие стволы деревьев, которые наблюдал у рек Гейн и Амстел.

Он был членом Ассоциации Святого Лукаса и выставлялся там до 1910 года.


Современное искусство — фотография
подробнее


Становление цвета

Второй период начался около 1908 года с видом на лес в Оверэйссел.

Оверэйссел — провинция на востоке Нидерландов

Википедия

Яркая цветовая гамма: фиолетовые, желтые, оранжевые и красновато-коричневые цвета встречаются в искаженных S-образных причудливых стволах деревьев. Здесь поразительно влияние норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка.

Эдвард Мунк — норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма.

Википедия

В 1908 году Мондриан встретился с Яном Слейтерсом и в Домбурге с Яном Торопом, с которым он уже встречался в Амстердаме. Оба художника открыли глаза Мондриану на новый подход к цвету и свету. Восхищаясь дюнами, Торопа и морскими пейзажами, изображенными в широких цветовых пространствах, Мондриан нарисовал Маяк Весткапелле в ярко-красные и желтые полосы. В отличие от нео-импрессионистов и фовистов, которые выражали свои собственные чувства в природе, Мондриан стремился улучшить дизайн. В 1910 году он был соучредителем кружка современного искусства в Амстердаме.

Кубизм

Третий период начался в 1911 году с переездом в Париж, где он поселился на Монпарнасе в том же доме, где у Конрада Киккерта и Лодевейка Шелфхаута была студия. Он был особенно очарован кубизмом Пикассо, с которым у него не было личного контакта. В нежно-коричневых и голубых тонах он уменьшал строительные леса домов, видимых из его мастерской, и фасады готических церквей до прямых и изогнутых линий, обрамленных овалом. В 1914 году Мондриан приехал в Нидерланды, чтобы навестить своего больного отца, который умер в 1921 году. Из-за начала Первой мировой войны он оставался на родине до 1919 года. Версия Мондриана 1911 года показывает ясного кубиста.

De Stijl

С тех пор как Мондриан, Тео ван Дусбург и Барт ван дер Лек основали движение De Stijl в 1917 году, имя Пита Мондриана неразрывно связано с ним. В октябре 1917 года они сотрудничали в первом выпуске журнала De Stijl. Он написал несколько эссе для публикации и стал ключевым сторонником художественной философии группы, которая стала известной как неопластика. Они выступали за чистую абстракцию или «необъективное искусство», утверждая, что вселенная может быть сведена к основным элементам формы и цвета. Они упрощали композиции до горизонтальных и вертикальных линий и использовали только основные цвета, наряду с черным и белым.


Фотография как искусство
подробнее


С 1921 года он создавал композиции из больших площадей прямоугольников и почти квадратов с одной красной, желтой и синей заливкой, а также черными контурами. В 1923 году была интересная дружба с бельгийцем Мишелем Сефорой (псевдоним Ф. Беркелерс), который был доверенным человеком Мондриана, студентом и биографом. На первой выставке группы Cercle et Carré, основанной в 1929 году Сефорой, Мондриан был представлен в Париже в 1930 году.

В 1938 году из-за угрозы войны он отправилась в Лондон, где подружился с художниками-абстракционистами Беном Николсоном и Барбарой Хепуорт. Спустя два года в Нью-Йорке со своими крутыми небоскребами он нашел подходящий климат для своего строгого стиля. В 1944 году он умер там от воспаления легких.

Наследие

Мондриан был одиноким человеком, который избегал гласности и жил в той же строгости, что символизирует его искусство. Его студии, как в Париже, так и в Нью-Йорке, имели белые стены с красными, желтыми и синими квадратами и только самую необходимую мебель. Мондриан был очень увлечен джазовой музыкой, о чем также свидетельствует одна из его последних работ: Broadway Boogie-Woogie (1943).

Мондриан впервые получил признание в Нидерландах и в остальной части Европы после своей смерти. Вместе с В. Кандинским и К. Малевичем он был основоположником абстрактного искусства. Мондриан оказал большое влияние на таких архитекторов и художников, как Оуд и Г. Т. Ритвельд, Ф. Вордемберге — Гильдеварт и Казар Домела.

LOLA

В 1930-х годах французский модельер «Lola Prusac», работавшая в то время на парижский модный дом «Hermès», создала линейку чемоданов и сумок, вдохновлённую поздними работами Мондриана: со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи.


Искусство — фотографии
подробнее


В своей коллекции осень/зима 1965—1966 гг., французский модельер Ив Сен Лоран представил знаменитые платья «Мондриан" — простые трикотажные платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин художника-абстракциониста.

Его работы вдохновили бесчисленных художников разных жанров, от «Красного и синего стула» Геррита Ритвельда (1923) до коллекции Мондриана Ива Сен-Лорана (1965). Бывший семейный дом Мондриана в Винтерсвейке также был превращен в увлекательный музей под названием Вилла Мондриан.

Интересная заметка книги о дизайне: Топ 3 - книги для дизайнера

Об авторе: Юлий Штольц

Сноб. Люблю редко, хотя метко, пить виски "Jameson". Ищу проект мечты и эти "мечты" сводятся к деньгам и праздной жизни. Уверен, что справился бы с управлением "Картеля", но увы... Узнать подробнее

Стоит подписаться