17.11.2017      677      0
 

Казар Домела — художник

Голландский скульптор, художник, фотограф и печатник, и один из ключевых членов движения «De Stijl».


Интересная заметка для графического дизайнера: Топ 3 - книги по графическому дизайну

Казар Домела был одним из самых инновационных и влиятельных художников, работающих в Европе в середине двадцатого века, а также одним из ключевых членов движения «De Stijl».

Биография

Казар Домела родился 15 января 1900 года в Амстердаме. Он был младшим сыном известного голландского социалистического политика Фердинанда Домела Ньивенхёйс.

Фердинанд Домела Ньивенхёйс — видный деятель голландского рабочего движения, один из первых нидерландских социалистов и пропагандистов марксизма. С 1890-х годов — анархист. Депутат голландского парламента

Википедия

В раннем возрасте он переехал в Италию, где общался с несколькими художниками-авангардистами. Только после 1919 года, когда умер его харизматичный отец, Домела стал художником. Он сопротивлялся давлению последователей своего отца продолжать свою работу и поселился в колонии художников в Асконе, Швейцария. Там он разработал абстрактно-геометрическую живопись, которая была связана с неопластизмом De Stijl. Домела всегда утверждал, что он не знал в то время об этом направлении и самостоятельно разработал свой стиль. По его словам, источником вдохновения было восточное мышление.

De Stijl

Три года спустя он показал в Берлине свои первые абстрактные произведения искусства на выставке под названием «November Group». Первая собственная выставка Казара Домелы состоялась в 1924 году в «Galeria d’Audretsch». В этом же 1924 году в Париже он встречает Тео ван Дусбурга и Пита Мондриана.

Казар Домела присоединяется к De Stijl, в котором он стал самым молодым членом. Однако его художественное развитие пошло не так, как у большинства его коллег. Он все больше и больше посвящал время разработке рельефов: трехмерные картины, в которых он приписывал главную роль диагонали. Он начал работать с множеством разных материалов, что позволило ему поиграть с прозрачностью: дерево, латунь, медь, стекло, оргстекло. Казар использовал кривые линии с 1932 года. Типичными для De Stijl являются работы, которые Казар Домела сделал для коммерческих клиентов, таких как AEG, Osram. В 1926 году он выставлялся с авангардистским Société Anonyme в Нью-Йорке.

С 1927 по 1933 годы его многочисленные авангардистские занятия (живопись, фотография, графика) привели его в Париж и Берлин. Казар Домела присоединился к Ring Neue Werbegestalter, основанному Швиттерсом.

Курт Швиттерс (Kurt Schwitters) — немецкий художник и писатель.

Википедия

Он участвовал в обзорах Cercle et Carré. После своих исследований в области фотографии он организовал в 1931 году для Государственной библиотеки Берлина выставку — «Фотомонтаж». Он также экспериментировал с фотомонтажами для использования в мире коммерческой рекламы. Его работа была хорошо принята, и в 1936 году она была включена в выставку кубизма и абстрактного искусства в Музее современного искусства в Нью-Йорке.


Магазины для дизайнеров со всего мира, с кэшбеком
подробнее


Переезд в Париж

В 1933 году, когда нацизм пришел к власти в Германии, он окончательно обосновался в Париже. В некотором смысле это было освобождение, потому что здесь Домела больше не чувствовал себя связанным с прямыми линиями неопластизма. Цветочные и органические формы стали доминировать над его рельефами, или предметами-картинками, как он сам их называл. Они напоминают работы Ганса Арпа, с которым Домела издавал авангардный журнал «Пластика» в 1937—1939 годах.

Хотя он открыл шелкографию (студию для печати в 1934 году), рельеф был по-прежнему его любимое средство. В 1936 году он принял участие в выставке Кубизма и абстрактного искусства в «Museum of Modern Art in New York City».

Шелкография или Трафаретная печать — метод воспроизведения как текстов и надписей, так и изображений при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

Работы Казара (César Domela) не сильно изменились с 1930-х годов. В этом не было необходимости, потому что он всегда умел сочетать гладкие, грубые, блестящие и матовые материалы в виртуозные, идеально законченные композиции. Он собирал кусочки бакелита, акульей кожи, аллигатора, пергамента, китового уса, латуни, черного дерева и других, часто называемых «умными» материалов.


Скидки для дизайнеров, с кэшбеком
подробнее


С тридцатых годов художник принимал участие в основных международных демонстрациях абстрактного искусства.

Казар Домела не создавал свои рельефы и рисунки совершенно без намерений.

Более глубокое значение, которое должны передать мои объекты, — это отдых.

-

Хотелось бы, чтобы они были отражением уверенности и знания, что душа выполняет и отражает этот строгий порядок.

 — написал он в 1936 году в одной из своих редких статей

Порядок — это ключевое слово в творчестве Домела. Когда он делал свои рельефы, он ничего не оставлял на волю случая. Он определял составы с точностью до миллиметра и обрабатывал материалы с ангельским терпением, пока они не получали желаемую форму и текстуру. В результате, какими бы многочисленными не были его рельефы, они всегда контролируются строгим порядком. В этом отношении Домела всегда оставался верным принципам De Stil.

Домела был ведущим сторонником «геометрической абстракции», и в 1946 году он основал Centre de Recherche в качестве основы для движения и оказал влияние на многих молодых художников, в частности на Жана Дейролла. В 1947 году он провел важную выставку в выдающейся галерее Дениз Рене и начал завоевывать международную репутацию.

К 1954 году у него была ретроспектива в Музее современного искусства в Рио-де-Жанейро и выставка в Музее современного искусства в Сан-Паулу. И уже в 1955 году у него была выставка в музее Стеделийк, Амстердам. 1960 году Муниципальный музей Гааги приобрел его работы и провел ретроспективу. С тех пор были проведены многочисленные крупные музейные выставки. В их числе «Домела: 65 лет абстракции» в Музее современного искусства Парижа в 1987 году. Не стоит забывать и выставку в Музее Шпренгеля, Ганновер в 2007 году. Казар Домела умер в 1992 году.


Летишопс для дизайнеров со всего мира, с кэшбеком
подробнее


Visite

В 1947 году режиссер Ален Рене выпустил фильм о Казаре — «Visite à César Doméla».
После его смерти, его большое количество вещей и работы были переданы в нидерландский институт искусств. В 2009 году, две его дочери пожертвовали 9 работ своего отца в Страсбургский музей современного искусства и 13 работ для Муниципального музея Гааги.

Интересная заметка книги о дизайне: Топ 3 - книги для дизайнера

Об авторе: Юлий Штольц

Сноб. Люблю редко, хотя метко, пить виски "Jameson". Ищу проект мечты и эти "мечты" сводятся к деньгам и праздной жизни. Уверен, что справился бы с управлением "Картеля", но увы... Узнать подробнее

Стоит подписаться