fbpx
 21.11.2017      2315      0
 

Пит Зварт — «инженер форм» своего времени

Он находился под влиянием неопластицизма, который ориентирован на главном, форме, цвете и линии, но позже перешел на более функциональную эстетику дизайна


Интересная заметка для графического дизайнера: Топ 3 - книги по графическому дизайну

Известный топограф, дизайнер и критик, основоположник такого направления, как голландский дизайн Пит Зварт родился в Голландии, в небольшом городке Заандайк в 1885 году. Его творческие взгляды начали формироваться довольно рано, начиная с учебы в школе прикладных искусств в Амстердаме. Именно там он начал изучать живопись, архитектуру, различные произведения искусства разных эпох. Особый интерес вызывали у него принципы английского движения искусств и ремесел, упорно завоевывавшие популярность в Нидерландах 1900-х годов.

Зварт учился в «Rijksschool voor Kunstnijverheid Amsterdam» (Национальная школа прикладных искусств, Амстердам), он изучал различные произведения искусства, смежные дисциплины, включая живопись и архитектуру, его интересовали принципы английского движения искусств и ремесел.

Будущий дизайнер Зварт не придерживался традиционных правил типографики. Использовал основные принципы конструктивизма из «Стиль» в своей коммерческой работе. Его работы можно узнать по основным цветам, геометрическим фигурам, повторяющимся узорам, словам, и раннее использование фотомонтажа. Его коммерческая печатная работа — влияние конструктивизма, «De Stijl».

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

Программы для 3D моделирования и архитектуры: Strata Design 3D
подробнее


Начиная с 23-летнего возраста, Зварт начал заниматься педагогической деятельностью — преподавал живопись в женской школе в Леувардене. В 1913 году, он решает продолжить обучение и поступает в технологический университет города Делфт, где проучился всего год.

Начало карьеры

За всю свою карьеру Пит Зварт — дизайнер не ограничивался каким-либо одним направлением деятельности. Известен нам и как художник, и как архитектор, и как фотограф, и как лектор и критик. Отдельную роль в его творчестве играла полиграфия.

В его обучение в качестве архитектора входило проектирование мебели и интерьеров. Пит находился под влиянием неопластицизма. Неопластицизм ориентирован на главном, форме, цвете и линии, но позже перешел на более функциональную эстетику дизайна.

Начало его карьеры можно отнести к 1919 году, когда он работал независимым архитектором на Яна Вилса. Вместе с ним Зварт участвовал во многих крупных строительных проектах. Спроектировав большое количество высотных жилых домов, здание церкви, а также муниципального музея в Гааге.

Ян Вилс — нидерландский архитектор, олимпийский чемпион в конкурсе искусств © Википедия

Рекламная полиграфия

Начиная с 1920 года основным родом его деятельности стала рекламная полиграфия. Широкую известность ему принесли работы для Делфтского кабельного завода, почтовой службы, а также фирмам телефонной связи.


Читать: Книга для недизайнеров. Принципы оформления и типографики
подробнее


Зварт осознавал, что его опыт работы в типографии недостаточен. Ему были неизвестны методы печати, особенности шрифтов. Вместе со своим 18-летним помощником он старался заполнить эти пробелы. Его работы стали результатом множественных экспериментов со шрифтами, геометрическими формами, повторением слов и аллитерацией.

За 10 лет работы в «Nerderlandsche Kabelfabriek at Delft» или «NKF» он создал более 270 проектов отличающиеся особенным, присущим только для него стилем. Впоследствии критики будут сравнивать с дадаизмом.

Работая на компанию, он экспериментировал с верхним и нижним регистром букв, линиями, кругами и свободной композицией письма. После этого, он перешел на дизайн интерьера, промышленный дизайн и дизайн мебели. Зварт классифицировал его как «typotect» — часть полиграфиста, часть архитектора.

В 1926 году Пит спроектировал иллюстрированный каталог различных типов кабеля высокого напряжения и телефонного кабеля. Форматом каталога был революционный — DIN-размер A4.


Фотоаппараты Olympus: Вдохновлены прошлым, ориентированы на будущее
подробнее


П. Зварт представил восьмидесяти страничный цветной каталог NKF, куда впервые были включены крупномасштабные фотографии электрических кабелей. Трудно представить себе менее выразительный объект, чем кабель. Дизайнер Зварт совершил невозможное — используя в качестве выразительных средств цвет (черный, красный синий) и геометрические фигуры. Создал потрясающий по своей зрелищности материал, наполненный четкими контрастными снимками.

С этого момента началось его увлечение фотографией. Зварт купил собственную камеру и углубился в постижение тонкостей фотоискусства. Его стиль отличали любовь к линиям и плоскостям, правильные формы и острый взгляд на детали.

Архитектура и дизайн

С 1930 года Зварт углубляется в архитектуру. Для компании Bruynzeel помимо привычных типографских работ он создает кухню массового производства. Состоящая из стандартных элементов, она могла перестраиваться в зависимости от пожеланий клиента, что стало настоящим прорывом в архитектуре того времени.

Первая мировая война и ее последствия произвели перемены во взглядам Пита Зварта. Под действием радикальной социалистической идеологии он полностью отказался от стиля модерн и устремился к авангардному искусству и конструктивизму. Эти тенденции нашли отражение в его деятельности дизайнера, типографа и архитектора. Основным направлением его деятельности вплоть до самой смерти в 1977 году стал промышленный дизайн.

Вклад Пита Зварта в развитие дизайна трудно переоценить. Вся его жизнь была посвящена красоте и инновациям. Именно это о нес в массы, сталкиваясь порой с непониманием и цензурой времени. Это не помешало ему вписать свое имя в историю развития художественной мысли целой эпохи. Документальный фильм о жизни и творчестве этого талантливейшего человека — «Все должно измениться. Пит Зварт» — лучшее тому подтверждение.

Интересная заметка книги о дизайне: Топ 3 - книги для дизайнера

Об авторе: Юлий Штольц

Сноб. Люблю редко, хотя метко, пить виски "Jameson". Ищу проект мечты и эти "мечты" сводятся к деньгам и праздной жизни. Уверен, что справился бы с управлением "Картеля", но увы... Узнать подробнее