Пит Зварт — «инженер форм» своего времени

Он находился под влиянием неопластицизма, который ориентирован на главном, форме, цвете и линии, но позже перешел на более функциональную эстетику дизайна


Известный топограф, дизайнер и критик, основоположник такого направления, как голландский дизайн Пит Зварт родился в Голландии, в небольшом городке Заандайк в 1885 году. Его творческие взгляды начали формироваться довольно рано, начиная с учебы в школе прикладных искусств в Амстердаме. Именно там он начал изучать живопись, архитектуру, различные произведения искусства разных эпох. Особый интерес вызывали у него принципы английского движения искусств и ремесел, упорно завоевывавшие популярность в Нидерландах 1900-х годов.

Зварт учился в «Rijksschool voor Kunstnijverheid Amsterdam» (Национальная школа прикладных искусств, Амстердам), он изучал различные произведения искусства, смежные дисциплины, включая живопись и архитектуру, его интересовали принципы английского движения искусств и ремесел.

Будущий дизайнер Зварт не придерживался традиционных правил типографики. Использовал основные принципы конструктивизма из «Стиль» в своей коммерческой работе. Его работы можно узнать по основным цветам, геометрическим фигурам, повторяющимся узорам, словам, и раннее использование фотомонтажа. Его коммерческая печатная работа — влияние конструктивизма, «De Stijl».

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.


Начиная с 23-летнего возраста, Зварт начал заниматься педагогической деятельностью — преподавал живопись в женской школе в Леувардене. В 1913 году, он решает продолжить обучение и поступает в технологический университет города Делфт, где проучился всего год.

Начало карьеры

За всю свою карьеру Пит Зварт — дизайнер не ограничивался каким-либо одним направлением деятельности. Известен нам и как художник, и как архитектор, и как фотограф, и как лектор и критик. Отдельную роль в его творчестве играла полиграфия.

В его обучение в качестве архитектора входило проектирование мебели и интерьеров. Пит находился под влиянием неопластицизма. Неопластицизм ориентирован на главном, форме, цвете и линии, но позже перешел на более функциональную эстетику дизайна.

Начало его карьеры можно отнести к 1919 году, когда он работал независимым архитектором на Яна Вилса. Вместе с ним Зварт участвовал во многих крупных строительных проектах. Спроектировав большое количество высотных жилых домов, здание церкви, а также муниципального музея в Гааге.

Ян Вилс — нидерландский архитектор, олимпийский чемпион в конкурсе искусств © Википедия

Рекламная полиграфия

Начиная с 1920 года основным родом его деятельности стала рекламная полиграфия. Широкую известность ему принесли работы для Делфтского кабельного завода, почтовой службы, а также фирмам телефонной связи.



Зварт осознавал, что его опыт работы в типографии недостаточен. Ему были неизвестны методы печати, особенности шрифтов. Вместе со своим 18-летним помощником он старался заполнить эти пробелы. Его работы стали результатом множественных экспериментов со шрифтами, геометрическими формами, повторением слов и аллитерацией.

За 10 лет работы в «Nerderlandsche Kabelfabriek at Delft» или «NKF» он создал более 270 проектов отличающиеся особенным, присущим только для него стилем. Впоследствии критики будут сравнивать с дадаизмом.

Работая на компанию, он экспериментировал с верхним и нижним регистром букв, линиями, кругами и свободной композицией письма. После этого, он перешел на дизайн интерьера, промышленный дизайн и дизайн мебели. Зварт классифицировал его как «typotect» — часть полиграфиста, часть архитектора.

В 1926 году Пит спроектировал иллюстрированный каталог различных типов кабеля высокого напряжения и телефонного кабеля. Форматом каталога был революционный — DIN-размер A4.



П. Зварт представил восьмидесяти страничный цветной каталог NKF, куда впервые были включены крупномасштабные фотографии электрических кабелей. Трудно представить себе менее выразительный объект, чем кабель. Дизайнер Зварт совершил невозможное — используя в качестве выразительных средств цвет (черный, красный синий) и геометрические фигуры. Создал потрясающий по своей зрелищности материал, наполненный четкими контрастными снимками.

С этого момента началось его увлечение фотографией. Зварт купил собственную камеру и углубился в постижение тонкостей фотоискусства. Его стиль отличали любовь к линиям и плоскостям, правильные формы и острый взгляд на детали.

Архитектура и дизайн

С 1930 года Зварт углубляется в архитектуру. Для компании Bruynzeel помимо привычных типографских работ он создает кухню массового производства. Состоящая из стандартных элементов, она могла перестраиваться в зависимости от пожеланий клиента, что стало настоящим прорывом в архитектуре того времени.

Первая мировая война и ее последствия произвели перемены во взглядам Пита Зварта. Под действием радикальной социалистической идеологии он полностью отказался от стиля модерн и устремился к авангардному искусству и конструктивизму. Эти тенденции нашли отражение в его деятельности дизайнера, типографа и архитектора. Основным направлением его деятельности вплоть до самой смерти в 1977 году стал промышленный дизайн.

Вклад Пита Зварта в развитие дизайна трудно переоценить. Вся его жизнь была посвящена красоте и инновациям. Именно это о нес в массы, сталкиваясь порой с непониманием и цензурой времени. Это не помешало ему вписать свое имя в историю развития художественной мысли целой эпохи. Документальный фильм о жизни и творчестве этого талантливейшего человека — «Все должно измениться. Пит Зварт» — лучшее тому подтверждение.