18.11.2017      1223      0
 

Тео ван Дусбург — художник

Влиятельный голландский художником, сыгравший главную роль в формировании художественной концепции De Stijl. Также занимался архитектурой, дизайном и теорией…


Интересная заметка для графического дизайнера: Топ 3 - книги по графическому дизайну

Влиятельный голландский художником, сыгравший главную роль в формировании художественной концепции De Stijl. Также занимался архитектурой, дизайном и теорией искусства.

Биография

Кристиан Эмиль Мари Кюппер, принявший псевдоним Тео ван Дусбург, родился в Утрехте, Нидерланды, 30 августа 1883 года. Его отцом был Вильгельм Кюппер, а матерью — Генриетта Екатерина Маргадант. Когда он начинал свою работу как художник, он подписал свои работы «Теодор Дусбург» в честь своего отчима, который, как он чувствовал, был его истинным отцом в эмоциональном плане. Позже он добавил «Ван» к своему имени.

Сначала он обучался в театре в качестве певца, но вскоре обнаружил свою страсть к живописи. Дусбург зарекомендовал себя как художник с большим мастерством создания фигуративных произведений, в значительной степени под влиянием стиля Винсента Ван Гога. Он смог продать свое искусство, и его первая выставка картин состоялась в 1908 году в Гааге. В начале 1910-х он писал стихи и зарекомендовал себя как искусствовед, чем также зарабатывал себе на жизнь.

Винсент Виллем Ван Гог — нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века.

Википедия

С 1914 по 1916 год ван Дусбург служил в голландской армии, после чего он поселился в Лейдене и начал сотрудничество с архитекторами Дж. Дж. П. Оудом и Яном Уилсом.

В 1913 году, после прочтения теорий русского художника и интеллектуала Василия Кандинского, Дусбург был очарован абстрактным стилем искусства, в котором были чистые прямые линии и простые геометрические фигуры. Эти творения предпочитали яркие основные цвета, в которых преобладают красные, белые, желтые и черные.

Тем не менее самое большое влияние на Дусбурга оказал другой голландский художник Пит Мондриан, художник, который был на восемь лет старше его.

DE STIJL

Вместе они основали De Stijl, стиль искусства, который иногда называют неопластизмом. Идея неопластизма заключается в том, что настоящее искусство или высшая форма искусства не должны изображать обычные пейзажи, которые мы видим вокруг нас каждый день. Скорее это должно быть выражением высших идеалов и принципов человеческого духа. Искусство должно отражать внутреннюю жизнь человечества, а не «ложную» иллюзорную внешность.


Знаменитые художники
подробнее


Ван Дусбург отвлек свое внимание от живописи в 1920-х годах, сосредоточившись вместо этого на продвижении направления De Stijl в Германии и Франции. Там он оказал влияние на студентов в школе дизайна Баухауза и установил связи с абстрактными и конструктивистскими художниками. Его теории De Stijl впоследствии оказали влияние на модернистских архитекторов Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса и Людвига Миса ван дер Роэ.

Ван Дусбург вернулся к живописи в 1924 году, и тогда он решил ввести диагональ в свои композиции, чтобы увеличить их динамический эффект. Новый этап De Stijl был объявлен ван Дусбургом в его манифесте «Элементаризм», опубликованном в 1926 году.

Тео ван Дусбург и Пит Мондриан скоро поняли, что у них были разные философии относительно направления линий в искусстве. С одной стороны, Мондриан считал, что прямая линия имеет огромное значение. Дусбург, с другой стороны, вводил диагональные линии в своих работах. Мондриан считал, что это предательство концепции De Stijl. Часто именно этим объясняется почему они прекратили дружбу и профессиональную связь.

Раскол между Дусбургом и Мондрианом долгое время был предметом споров среди искусствоведов. Некоторые утверждают, что различия по стилю были основной причиной отчуждения двух друзей, но другие говорят, что это было также из-за столкновения личности. Дусбург был экстравертом, общительным, в то время как Мондриан был замкнутым одиночкой.

После многих лет избегания друг друга, они случайно встретились в парижском кафе. Они немедленно отложили в сторону свои разногласия и возобновили дружбу. Однако у каждого был свой взгляд на искусство.


Книги о художниках
подробнее


Theo van Doesburg - выставки и журналы

Ландесмейский музей Веймара представил персональную выставку работ ван Дусбурга в 1924 году. В том же году он читал лекции по современной литературе в Праге, Вене и Ганновере, а Баухауз опубликовал свой Grundbegriffe der neuen gestaltenden Kunst (Принципы нео-пластического искусства).

В начале 1920-х годов, находясь в Германии, ван Дусбург проявил интерес к искусству Дада после встречи с художником Куртом Швиттерсом. Используя псевдоним I.K. Бонсет он выставлялся как Дадаист в Голландии в 1923 году и опубликовал дада-журнал «Мекано».

В течение 1926 года он сотрудничал с Арпом и Софи Тейбер-Арп в оформлении ресторана-кабаре L’Aubette в Страсбурге. Ван Дусбург вернулся в Париж в 1929 году и начал работать над домом в Мёдон-Валь-Флёри с ван Эстереном. Ван Дусбург был движущей силой формирования группы Abstraction-Création в Париже.

Художник умер 7 марта 1931 года в Давосе, Швейцария.

В период с февраля по май 2010 года в лондонской галерее Тейт состоялась обширная ретроспектива работ Ван Дусбурга. Это была первая крупная выставка его работ в Великобритании, включающая картины, рисунки и текст. Выставка исследовала его роль как пропагандиста неопластизма, его личностей дада и влияние Баухауза, его связи с международными конструктивистами, а также его создание группы Art Concrete. Работы Тео ван Дусбурга находятся в лучших художественных музеях мира.


Биография художников
подробнее


Для защиты своей художественной позиции, не совпадающей с манерой Мондриана, художник излагает свои идеи в изданном им в 1930 году журнале «Арт конкрет», вышедшем всего один раз.

Его работы:

  • «Композиция противовеса VIII» 1924 Чикаго, Институт искусств
  • «Витраж III» 1917 Гаага, Королевский музей изобразительного искусства
  • «Комната в доме Барта ван дер Лигта» 1919 Гаага, Королевский музей изобразительных искусств
  • «Контра-конструкция, дом художника» 1923 Гаага, Королевский музей изобразительных искусств
  • «Конструкция цвета в четвёртом измерении пространства-времени» 1924.
Интересная заметка книги о дизайне: Топ 3 - книги для дизайнера

Об авторе: Юлий Штольц

Сноб. Люблю редко, хотя метко, пить виски "Jameson". Ищу проект мечты и эти "мечты" сводятся к деньгам и праздной жизни. Уверен, что справился бы с управлением "Картеля", но увы... Узнать подробнее

Стоит подписаться