Герберт Байер — дизайнер


ЛитРес

Жиз­нен­ный путь Гер­бер­та Бай­е­ра тесно свя­зан с направ­ле­ни­ем Bauhaus. Начи­ная уче­ни­ком и при­ни­мая актив­ное уча­стие в раз­ви­тии дви­же­ния Bauhaus, он, спу­стя несколь­ко лет, стал одним из глав­ных пред­ста­ви­те­лей этого проекта. 

Гер­берт Байер родил­ся в 1900 году в Австрии в деревне рядом с Зальцбургом.

Когда Бай­е­ру было 19 лет он начал тру­дить­ся у худож­ни­ка Геор­га Шмидт­хам­ме­ра. В его мастер­ской он учил­ся и созда­вал реклам­ные пла­ка­ты и постеры.

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

Германия и работа в Bauhaus

В воз­расте 20 лет Гер­берт Байер пере­брал­ся в Гер­ма­нию и начал рабо­тать в мастер­ской архи­тек­то­ра из Вены Эмма­ну­э­ля Мар­голь­да. В пери­од рабо­ты в его мастер­ской, Байер боль­шую часть вре­ме­ни рабо­тал в стиле artnouveau. Вско­ре его стали при­вле­кать рабо­ты худож­ни­ков, дизай­не­ров и архи­тек­то­ров, тво­рив­ших в стиле Bauhaus. С 1921 по 1925 он учил­ся в школе Bauhaus у Йога­не­са Итена, Оска­ра Шле­ме­ра и Васи­лия Кандинского. 

В 1925 Валь­тер Гро­пи­ус пору­чил ему встать в Bauhaus руко­во­ди­те­лем сту­дии типо­граф­ско­го дела и рекла­мы. В конце 1920‑х Байер решил попро­бо­вать себя в каче­стве дизай­не­ра жур­на­лов. Рабо­тая в мини­ма­лист­ском стиле Bauhaus, Гер­берт сумел уди­ви­тель­но орга­нич­но впи­сать­ся в мир глян­це­вых жур­на­лов. В 1928 году он ушел с поста в Bauhaus и в 1928 году и стал арт-дирек­то­ром немец­ко­го изда­ния жур­на­ла Vogue.

GeekBrains

В 1936 он про­ек­ти­ро­вал бро­шю­ру для Deutschland Ausstellung, выстав­ки для тури­стов в Бер­лине во время Олим­пий­ских Игр 1936 года — бро­шю­ра про­слав­ля­ла жизнь в Тре­тьем Рейхе и власть Гит­ле­ра. Несмот­ря на это в 1937 рабо­ты Бай­е­ра были вклю­че­ны в нацист­скую про­па­ган­дист­скую выстав­ку «Выро­див­ше­е­ся Искус­ство», после чего он уехал из Германии.

В 1938 году Гер­берт Байер эми­гри­ро­вал в США, про­ве­дя здесь всю остав­шу­ю­ся жизнь. Он про­дол­жал рабо­тать в стиле Bauhaus, и впо­след­ствии очень рас­ши­рил гра­ни­цы сво­е­го творчества. 

Создание шрифта — Universal

Одна­ко, одним из самых зна­чи­тель­ных тво­ре­ний Бай­е­ра по сей день счи­та­ет­ся зна­ме­ни­тый шрифт Universal. Этот шрифт — точ­ное вопло­ще­ние всех идей направ­ле­ния Bauhaus.

Функ­ци­о­наль­ность, про­сто­та и ника­ко­го излиш­не­го декора

В шриф­те нет про­пис­ных букв, это явля­ет­ся его глав­ной осо­бен­но­стью. Гер­берт Байер счи­тал неце­ле­со­об­раз­ным при­ме­нять в одном шриф­те два алфа­ви­та. В осно­ве литер шриф­та Universal лежат при­ми­тив­ные гео­мет­ри­че­ские формы, как и в боль­шин­стве работ в стиле Bauhaus. Желая мак­си­маль­но упро­стить шрифт Байер убрал из него сери­фы (засеч­ки). Он счи­тал, что отсут­ствие про­пис­ных и строч­ных букв долж­но сокра­тить время рабо­ты и облег­чить ее для тех, кто пишет и печа­та­ет, так как про­па­да­ет необ­хо­ди­мость нажи­мать Shift. Гер­берт Байер был уве­рен, что этот шрифт, поз­во­лит сэко­но­мить на бума­ге и тем самым сба­вить сто­и­мость ком­мер­че­ской печати.

Обще­из­вест­но, что все сто­рон­ни­ки направ­ле­ния Bauhaus вста­ли на сто­ро­ну Бай­е­ра и с 1925 не исполь­зо­ва­ли в своих рабо­тах про­пис­ные буквы. Как бы ни было, среди широ­ких масс стиль Universal не нашел под­держ­ки, а также он не при­шел­ся по нраву пра­ви­тель­ству Гер­ма­нии. При­чи­на этому вполне ясна — в немец­ком языке суще­стви­тель­ные пишут­ся с про­пис­ных букв, и подо­рвать мно­го­ве­ко­вые язы­ко­вые тра­ди­ции ока­за­лось попро­сту делом непо­силь­ным. Зато в США шрифт Бай­е­ра встре­ти­ли с воодушевлением.

Творческое развитие как дизайнера и фотографа

С сере­ди­ны 1920‑х годов Гер­берт Байер одну за дру­гой исполь­зу­ет фото­гра­фию в каче­стве эле­мен­та оформ­ле­ния поли­гра­фи­че­ской про­дук­ции школы Bauhaus. Боль­шую извест­ность имеет облож­ка пер­во­го изда­ния жур­на­ла Bauhaus.


«На облож­ке я хочу без слов отра­зить содер­жа­ние жур­на­ла. Базо­вые пла­сти­че­ские и сим­во­ли­че­ские эле­мен­ты, игра­ю­щие важ­ную роль в систе­ме Bauhaus, соеди­не­ны с инстру­мен­та­ми худож­ни­ка и соб­ствен­но с жур­наль­ной тет­ра­дью. Сна­ча­ла сде­лан мон­таж, т.е. све­де­ние, «ассам­бляж» раз­лич­ных эле­мен­тов, затем это целое снято на плен­ку», гово­рил Гер­берт Байер.

В 1930‑е годы Байер актив­но раз­ви­ва­ет­ся в фото­ис­кус­стве. Фото­гра­фия и фото­мон­таж стали его глав­ным спо­со­бом выра­же­ния себя в искусстве.

Неуто­ми­мый и талант­ли­вый, он не делал стан­дарт­ных и скуч­ных порт­ре­тов и натюр­мор­тов, рабо­тая в сюр­ре­а­ли­сти­че­ском направ­ле­нии. Он смело экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал со сним­ка­ми чело­ве­че­ско­го тела, мон­ти­руя их и пред­ла­гая порой пуб­ли­ке нечто вроде сюр­ре­а­ли­сти­че­ских натюрмортов.

За всю свою дол­гую карье­ру Гер­берт Байер про­вел не менее 150 пер­со­наль­ных выста­вок, а его искус­ство явля­лось объ­ек­том мно­гих иссле­до­ва­ний – твор­че­ству Бай­е­ра посвя­ще­но нема­лое коли­че­ство книг и ста­тей. Сего­дня рабо­ты Бай­е­ра хра­нят­ся более чем в 40 музе­ях Евро­пы и Аме­ри­ки, а также во мно­гих част­ных коллекциях.

Аме­ри­кан­ский друг Гер­бер­та Бай­е­ра, Роберт О. Андер­сон осно­вал ком­па­нии Atlantic Richfield Company (ARCO), где нахо­ди­лась его лич­ная кол­лек­ция про­из­ве­де­ний искус­ства. Под кри­ти­че­ским взгля­дом и ост­рым направ­ле­ни­ем Бай­е­ра, как кон­суль­тан­та по искус­ству и дизай­ну, ARCO стала самой боль­шой кор­по­ра­тив­ной кол­лек­ци­ей про­из­ве­де­ний искус­ства в мире. Гер­берт руко­во­дил стро­и­тель­ством ARCO Plaza в Лос-Андже­ле­се и создал его фир­мен­ный стиль. Также, по прось­бе Андер­со­на, Байер раз­ра­бо­тал мону­мен­таль­ную скульп­ту­ру-фон­тан Double Ascension для ARCO Plaza.

Байер про­ек­ти­ро­вал Зем­ля­ные рабо­ты Каньо­на Ручья Заво­да, эко­ло­ги­че­скую скульп­ту­ру, рас­по­ло­жен­ную в Кенте, Вашингтон.

Гер­берт Байер был избран чело­ве­ком аме­ри­кан­ской Ака­де­мии Искусств и Наук в 1979.

Все тво­ре­ния Гер­бер­та Бай­е­ра, вне зави­си­мо­сти от того к како­му направ­ле­нию в искус­стве они отно­сят­ся, свя­зы­ва­ет отоб­ра­же­ние потреб­но­стей инду­стри­аль­но­го века и оли­це­тво­ре­ние настро­е­ния аван­гар­да того периода.

ivi.ru [CPS]