Жизненный путь Герберта Байера тесно связан с направлением Bauhaus. Начиная учеником и принимая активное участие в развитии движения Bauhaus, он, спустя несколько лет, стал одним из главных представителей этого проекта.
Герберт Байер родился в 1900 году в Австрии в деревне рядом с Зальцбургом.
Когда Байеру было 19 лет он начал трудиться у художника Георга Шмидтхаммера. В его мастерской он учился и создавал рекламные плакаты и постеры.
Германия и работа в Bauhaus
В возрасте 20 лет Герберт Байер перебрался в Германию и начал работать в мастерской архитектора из Вены Эммануэля Маргольда. В период работы в его мастерской, Байер большую часть времени работал в стиле artnouveau. Вскоре его стали привлекать работы художников, дизайнеров и архитекторов, творивших в стиле Bauhaus. С 1921 по 1925 он учился в школе Bauhaus у Йоганеса Итена, Оскара Шлемера и Василия Кандинского.
В 1925 Вальтер Гропиус поручил ему встать в Bauhaus руководителем студии типографского дела и рекламы. В конце 1920‑х Байер решил попробовать себя в качестве дизайнера журналов. Работая в минималистском стиле Bauhaus, Герберт сумел удивительно органично вписаться в мир глянцевых журналов. В 1928 году он ушел с поста в Bauhaus и в 1928 году и стал арт-директором немецкого издания журнала Vogue.
В 1936 он проектировал брошюру для Deutschland Ausstellung, выставки для туристов в Берлине во время Олимпийских Игр 1936 года — брошюра прославляла жизнь в Третьем Рейхе и власть Гитлера. Несмотря на это в 1937 работы Байера были включены в нацистскую пропагандистскую выставку «Выродившееся Искусство», после чего он уехал из Германии.
В 1938 году Герберт Байер эмигрировал в США, проведя здесь всю оставшуюся жизнь. Он продолжал работать в стиле Bauhaus, и впоследствии очень расширил границы своего творчества.
Создание шрифта — Universal
Однако, одним из самых значительных творений Байера по сей день считается знаменитый шрифт Universal. Этот шрифт — точное воплощение всех идей направления Bauhaus.
Функциональность, простота и никакого излишнего декора
В шрифте нет прописных букв, это является его главной особенностью. Герберт Байер считал нецелесообразным применять в одном шрифте два алфавита. В основе литер шрифта Universal лежат примитивные геометрические формы, как и в большинстве работ в стиле Bauhaus. Желая максимально упростить шрифт Байер убрал из него серифы (засечки). Он считал, что отсутствие прописных и строчных букв должно сократить время работы и облегчить ее для тех, кто пишет и печатает, так как пропадает необходимость нажимать Shift. Герберт Байер был уверен, что этот шрифт, позволит сэкономить на бумаге и тем самым сбавить стоимость коммерческой печати.
Общеизвестно, что все сторонники направления Bauhaus встали на сторону Байера и с 1925 не использовали в своих работах прописные буквы. Как бы ни было, среди широких масс стиль Universal не нашел поддержки, а также он не пришелся по нраву правительству Германии. Причина этому вполне ясна — в немецком языке существительные пишутся с прописных букв, и подорвать многовековые языковые традиции оказалось попросту делом непосильным. Зато в США шрифт Байера встретили с воодушевлением.
Творческое развитие как дизайнера и фотографа
С середины 1920‑х годов Герберт Байер одну за другой использует фотографию в качестве элемента оформления полиграфической продукции школы Bauhaus. Большую известность имеет обложка первого издания журнала Bauhaus.
«На обложке я хочу без слов отразить содержание журнала. Базовые пластические и символические элементы, играющие важную роль в системе Bauhaus, соединены с инструментами художника и собственно с журнальной тетрадью. Сначала сделан монтаж, т.е. сведение, «ассамбляж» различных элементов, затем это целое снято на пленку», говорил Герберт Байер.
В 1930‑е годы Байер активно развивается в фотоискусстве. Фотография и фотомонтаж стали его главным способом выражения себя в искусстве.
Неутомимый и талантливый, он не делал стандартных и скучных портретов и натюрмортов, работая в сюрреалистическом направлении. Он смело экспериментировал со снимками человеческого тела, монтируя их и предлагая порой публике нечто вроде сюрреалистических натюрмортов.
За всю свою долгую карьеру Герберт Байер провел не менее 150 персональных выставок, а его искусство являлось объектом многих исследований – творчеству Байера посвящено немалое количество книг и статей. Сегодня работы Байера хранятся более чем в 40 музеях Европы и Америки, а также во многих частных коллекциях.
Американский друг Герберта Байера, Роберт О. Андерсон основал компании Atlantic Richfield Company (ARCO), где находилась его личная коллекция произведений искусства. Под критическим взглядом и острым направлением Байера, как консультанта по искусству и дизайну, ARCO стала самой большой корпоративной коллекцией произведений искусства в мире. Герберт руководил строительством ARCO Plaza в Лос-Анджелесе и создал его фирменный стиль. Также, по просьбе Андерсона, Байер разработал монументальную скульптуру-фонтан Double Ascension для ARCO Plaza.
Байер проектировал Земляные работы Каньона Ручья Завода, экологическую скульптуру, расположенную в Кенте, Вашингтон.
Герберт Байер был избран человеком американской Академии Искусств и Наук в 1979.
Все творения Герберта Байера, вне зависимости от того к какому направлению в искусстве они относятся, связывает отображение потребностей индустриального века и олицетворение настроения авангарда того периода.