Допечатная подготовка

Так как этот блог обя­зы­ва­ет себя дать тол­чок в изу­че­нии того или иного направ­ле­ния в дизайне, мы не можем про­пу­стить эту часть рабо­ты гра­фи­че­ско­го дизай­не­ра. Хотя глу­би­на рас­смот­рен­но­го мате­ри­а­ла будет поверх­ност­ная. В этой главе будет захва­че­на толь­ко вер­хуш­ка айсберга.

История возникновения

Сама по себе пре­пресс спе­ци­а­ли­за­ция доста­точ­но юная, хотя и при­хот­ли­вая. Появ­ле­ние было обу­слов­ле­но про­грес­сом типо­гра­фии. И как толь­ко физи­че­ские маке­ты для печа­ти стали элек­трон­ны­ми, с этого момен­та можно отсчи­ты­вать эру допе­чат­ной подготовки. 

Допе­чат­ная под­го­тов­ка (англ. Prepress) – про­цесс изго­тов­ле­ния элек­трон­ных маке­тов поли­гра­фи­че­ских изде­лий с исполь­зо­ва­ни­ем настоль­ных изда­тель­ских систем. Сотруд­ник типо­гра­фии, либо пред­пе­чат­но­го бюро, в обя­зан­но­сти кото­ро­го вхо­дит пред­пе­чат­ная под­го­тов­ка маке­тов к печа­ти, назы­ва­ет­ся пред­пе­чат­ни­ком (допе­чат­ни­ком, PrePress). Поми­мо основ (раз­ме­ще­ние на печат­ном листе макета/макетов, тех­но­ло­ги­че­ских шкал и меток, зна­ний о тех­ни­че­ских осо­бен­но­стях раз­лич­ных печат­ных машин как вооб­ще, так и в кон­крет­ной типо­гра­фии и т. д.) пред­пе­чат­ник может спе­ци­а­ли­зи­ро­вать­ся на спус­ке полос, цве­то­кор­рек­ции, рету­ши и т. д. 

Вики­пе­дия

В раз­ре­зе этой книги за дату нача­ла пре­рпес­са, будем оттал­ки­вать­ся от дат выхо­да «Adobe Illustrator» – 1987 год, «Adobe Photoshop» – 1990 год. Воз­мож­но, это не так, но мас­со­вость куль­ту­ре под­го­тов­ки элек­трон­ных маке­тов для печа­ти, всё-таки зало­же­на мас­со­во­стью исполь­зо­ва­ния имен­но этого про­грамм­но­го обеспечения.

Цветовая модель CMYK

«RGB» вели­ко­леп­ная цве­то­вая модель для всего, что дизай­нер созда­ёт для элек­трон­но­го «пик­сель­но­го мира». Но она бес­по­лез­на для оффлай­на и печат­ных изда­ний. В силу того, что каж­дый пик­сель в «RGB» моде­ли под­све­чи­ва­ет­ся, а бума­га лише­на такой чудес­ной инно­ва­ции – наш выбор «CMYK» Совре­мен­ная поли­гра­фия исполь­зу­ет модель «CMYK», и обра­зо­ва­ние цвета изоб­ра­же­ния там про­ис­хо­дит иначе. 

CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key или Black), четы­рёх­цвет­ная авто­ти­пия – суб­трак­тив­ная схема фор­ми­ро­ва­ния цвета, исполь­зу­е­мая преж­де всего в поли­гра­фии для стан­дарт­ной три­ад­ной печа­ти. Она исполь­зу­ет голу­бой, пур­пур­ный и жёл­тый цвета в роли основ­ных, а также чёр­ный цвет. Схема CMYK обла­да­ет срав­ни­тель­но с RGB мень­шим цве­то­вым охва­том. Печать четырь­мя крас­ка­ми, соот­вет­ству­ю­щи­ми CMYK, также назы­ва­ют печа­тью три­ад­ны­ми крас­ка­ми. 

Вики­пе­дия

Изоб­ра­же­ние скла­ды­ва­ет­ся путём нало­же­ния четы­рёх про­зрач­ных кра­сок – голу­бой (cyan), пур­пур­ной (magenta), жёл­той (yellow) и клю­че­во­го цвета (key). Как раз имен­но это даёт воз­мож­ность напе­ча­тать тот или иной дизайн.

Стоит также пони­мать, что сама по себе «CMYK» менее яркая цве­то­вая модель и обла­да­ет рядом огра­ни­че­ний по цве­то­пе­ре­да­че. Что может опе­ча­лить, хотя для цени­те­лей есть рас­клад­ки «Pantone». Но это так, для факуль­та­тив­но­го изучения. 

Цве­то­вая модель Пан­тон, систе­ма PMS (Pantone Matching System) – стан­дар­ти­зо­ван­ная систе­ма под­бо­ра цвета, раз­ра­бо­тан­ная аме­ри­кан­ской фир­мой Pantone Inc. (англ.) русск. в 1963 году. Исполь­зу­ет циф­ро­вую иден­ти­фи­ка­цию цве­тов изоб­ра­же­ния для поли­гра­фии печа­ти как сме­се­вы­ми, так и три­ад­ны­ми крас­ка­ми. Эта­лон­ные про­ну­ме­ро­ван­ные цвета напе­ча­та­ны в спе­ци­аль­ном ката­ло­ге. Суще­ству­ет мно­же­ство ката­ло­гов образ­цов цве­тов Pantone, каж­дый из кото­рых рас­счи­тан на опре­де­лён­ные усло­вия печа­ти. Напри­мер, для печа­ти на мело­ван­ной, неме­ло­ван­ной бума­ге, ката­лог для метал­ли­зи­ро­ван­ных кра­сок (брон­за, сереб­ро) и т. д. Про­из­во­ди­тель наста­и­ва­ет на том, что «веера» необ­хо­ди­мо еже­год­но заме­нять, так как за это время про­цесс выцве­та­ния и исти­ра­ния изоб­ра­же­ния дела­ет цвета неточными.

Вики­пе­дия

Оверпринт

Так как мы рас­смат­ри­ва­ем гра­фи­че­ский дизайн в поли­гра­фии, то ско­рее всего «Overprint» одно из важ­ней­ших поня­тий, кото­рые стоит запом­нить для шикар­ных пла­ка­тов и бан­не­ров. Печат­ное обо­ру­до­ва­ние в силу своей слож­но­сти и замкну­то­сти имеет осо­бен­но­сти, с кото­ры­ми всё ещё при­хо­дит­ся считаться.

Без исполь­зо­ва­ния овер­принт, в местах печа­ти плаш­ки с одним цве­том и объ­ек­та, шриф­та дру­гим цве­том, могут обра­зо­вать­ся белые поло­сы. Поло­сы, кото­рые дизай­нер не закла­ды­вал в свой макет. Это может быть вызва­но как самим обо­ру­до­ва­ни­ем, так и внеш­ни­ми фак­то­ра­ми. Но это будет доста­точ­но прискорбно. 

Овер­принт – нало­же­ние одно­го цвет­но­го эле­мен­та на дру­гой без созда­ния выво­рот­ки в про­цес­се элек­трон­но­го мон­ти­ро­ва­ния цвет­но­го мате­ри­а­ла на допе­чат­ной ста­дии поли­гра­фи­че­ско­го про­цес­са.  

Вики­пе­дия

В свою оче­редь, режим «Овер­принт» при запол­не­нии цве­том в поли­гра­фии, накла­ды­ва­ет один гра­фи­че­ский эле­мент на дру­гой. Тем самым, воз­мож­но появ­ле­ние несов­ме­сти­мо­сти эле­мен­тов, исчезает.

Стоит так же запом­нить, белый гра­фи­че­ский эле­мент с при­ме­не­ни­ем овер­принт – не будет напе­ча­тан. Стоит отне­стись очень скру­пу­лёз­но к про­цес­су под­го­тов­ки маке­та для печа­ти. И убрать овер­принт с белых объ­ек­тов. Кста­ти, не всё так плохо как пока­за­лось, овер­прин­ты могут рас­ста­вить в раст­ро­вом про­цес­со­ре, в типо­гра­фии. Но всё же стоит поза­бо­тить­ся об этом заранее.

Кривые – эти кривые!

Созда­ние дизай­на часто свя­за­но с объ­ём­ны­ми век­тор­ны­ми фигу­ра­ми и как пра­ви­ло шриф­та­ми и изоб­ра­же­ни­я­ми. Век­тор, как и шриф­ты жела­тель­но пре­об­ра­зо­вы­вать в кри­вые. Это самый вер­ный под­ход. Запом­нить пра­ви­ло – всё в кривые.

Изображения и их качество

При печа­ти на физи­че­ские объ­ек­ты накла­ды­ва­ет­ся обя­зан­ность быть не толь­ко кра­си­вы­ми и интри­гу­ю­щи­ми дизай­на­ми, но также накла­ды­ва­ет­ся тре­бо­ва­ние не «пик­се­лить» глаз. Так что же сде­лать с изоб­ра­же­ни­я­ми для кра­си­вой поли­гра­фии? Навер­ное, самое вер­ное – найти хоро­ше­го каче­ства. Тут как не крути коли­че­ство точек долж­но быть не менее «260 dpi», а в прак­ти­ке это «300 dpi». 

DPI (про­из­но­сит­ся как ди-пи-ай) – сокра­ще­ние для англ. dots per inch, коли­че­ство точек на дюйм.

Вики­пе­дия

Если вам инте­рес­но узнать как создать иде­аль­ную дачу! Хоро­ший сайт про дачи https://pro-dachnikov.com/ Дача это кра­си­во, дача это отдых душой!


Это поз­во­лит внед­рить ваше изоб­ра­же­ние при печа­ти таким обра­зом, что «CMYK» режим создаст кра­си­вую не пик­сель­ную кар­тин­ку. А потре­би­тель и заказ­чик будут рады. Умень­ше­ние каче­ства в худ­шую сто­ро­ну пол­но­стью уби­ва­ет «вау-эффект» дизай­на. Так как никто не любит смот­реть на пик­се­ли на пла­ка­те, баннере.

Треппинг

Часто овер­принт при­ме­нить невоз­мож­но и что же даль­ше? При­ме­нить «Цве­то­вые ловуш­ки» или «trapping».

Треп­пинг – при­ме­ня­е­мый на допе­чат­ной ста­дии поли­гра­фи­че­ско­го про­цес­са (при изго­тов­ле­нии маке­та) приём мас­ки­ров­ки дефек­тов при­вод­ки. Заклю­ча­ет­ся в утол­ще­нии кон­ту­ров пла­шек на опре­де­лён­ную вели­чи­ну для предот­вра­ще­ния обра­зо­ва­ния зазо­ров на стыке двух обла­стей раз­но­го цвета из-за не сов­ме­ще­ния цве­тов при мно­го­кра­соч­ной типо­граф­ской печа­ти. 

Вики­пе­дия

Треп­пинг – печать цвета на хлё­стом, одно­го на дру­гой. Суще­ству­ет два вида треп­пин­га – это внеш­ний и внут­рен­ний треп­пин­ги. Внут­рен­ний треп­пинг ‑выво­рот­ка под верх­ний объ­ект дела­ет­ся мень­ше этого объ­ек­та, при внеш­нем треп­пин­ге вокруг верх­не­го объ­ек­та созда­ёт­ся кон­тур нало­же­ния на ниж­ний объект.

Треппинг как применить

Зада­ёт­ся вруч­ную при помо­щи атри­бу­тов «Overprint Fill» и «Overprint Stroke». Часто созда­ют обвод­ку объ­ек­та и при­ме­нить к ней атри­бут «Overprint Stroke». Можно дуб­ли­ро­вать объ­ект, изме­нить раз­мер, сде­лать овер­принт. Боль­шин­ство гра­фи­че­ских редак­то­ров умеют задать треп­пинг в авто­ма­ти­че­ском режи­ме, что поз­во­ля­ет задать его в маке­те, сразу.

Тонкие линии

Мини­маль­но воз­мож­ный и не жела­тель­ный раз­мер линии в дизайне равен – «0,25 pt». При­ем­ле­мый раз­мер линии – «0,5 pt», а для белых линий (выво­рот­ки) на состав­ном фоне – «1 pt».

Отсутствие вылетов

Вылет за обрез­ной фор­мат от 3‑х мм до 5 мм обязателен.