Размышление о логотипе


ЛитРес

Логотип

Лого­тип — эмбле­ма, сим­вол или визу­аль­ный знак.
Осно­во­по­ла­га­ю­щая часть струк­ту­ры брен­да, фирмы или персоны. 

История возникновения

Изна­чаль­но, исполь­зо­ва­ние визу­аль­ных зна­ков, для «отлич­но­сти» той или иной сферы, пер­со­ны или тер­ри­то­рии, стоит отне­сти герб, под­пись и идола (сим­вол поклонения). 

На этом стоит заост­рить своё вни­ма­ние, под­чер­ки­ва­ет искон­ность и важ­ность для чело­ве­ка — выде­ле­ние сво­е­го «брен­да».
Раз­ра­бот­ка лого­ти­па, суще­ству­ет как отдель­ная часть дизай­на. И как сово­куп­ность мер в раз­ра­бот­ке айдентики.

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

Айден­ти­ка — это визу­аль­ное пред­став­ле­ние брен­да, также слово «айден­ти­ка», про­ис­хо­дит от англий­ско­го «identity», озна­ча­ю­ще­го идентичность.

Что же такое лого­тип в совре­мен­ном мире?
Ряд­ность чисел, линий и точек, в соче­та­нии с цве­том, шрифтом.

Числовые критерии

Ряд­ность чисел — это набор пра­вил, созда­ния визу­аль­но­го объ­ек­та — лого­ти­па. Здесь рабо­та­ют основ­ные два — три пра­ви­ла, воз­мож­но и боль­ше. Но всё же стоит пом­нить о чис­лах Фибо­нач­чи, золо­том сече­нии и модуль­ной сетке (допу­стим видо­из­ме­нён­ную сетку Мюл­ле­ра — Брокманна).

GeekBrains

Числа Фибо­нач­чи (ино­гда пишут Фибо­на­чи) — эле­мен­ты чис­ло­вой после­до­ва­тель­но­сти. 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, 4181, 6765, 10946, 17711, … (после­до­ва­тель­ность A000045 в OEIS), в кото­рой пер­вые два числа равны либо 1 и 1, либо 0 и 1, а каж­дое после­ду­ю­щее число равно сумме двух преды­ду­щих чисел. Назва­ны в честь сред­не­ве­ко­во­го мате­ма­ти­ка Лео­нар­до Пизан­ско­го (извест­но­го как Фибоначчи).

Золо­тое сече­ние – это такое про­пор­ци­о­наль­ное деле­ние отрез­ка на нерав­ные части, при кото­ром весь отре­зок так отно­сит­ся к боль­шей части, как сама боль­шая часть отно­сит­ся к меньшей.

Мюл­лер-Брок­манн создал иде­аль­ную типо­гра­фи­че­скую вели­чи­ну. А имен­но модуль­ную сетку, кото­рая исполь­зу­ет­ся по всему миру в дизайне.

Линии и точки

Линии и точки долж­ны обла­дать доста­точ­ной гиб­ко­стью и визу­аль­ным весом. В раз­ра­бот­ке лого­ти­па стоит пом­нить о лёг­ко­сти его вос­про­из­ве­де­ния, запо­ми­на­ния. Воз­мож­ность исполь­зо­вать линии и точки, для созда­ния век­тор­ных фигур. Впо­след­ствии, исполь­зо­вать век­то­ра, как форму обра­зо­ва­ния лого­ти­па. Не стоит забы­вать, что лого­тип обла­да­ет широ­чай­шей гиб­ко­стью в цвете.

Цвет

Цвет в лого­ти­пе зави­сим от среды исполь­зо­ва­ния. Пол­но­цвет­ные лого­ти­пы исполь­зу­ют­ся, как пра­ви­ло, для веб-про­ек­тов, реклам­ной, поли­гра­фи­че­ской про­дук­ции и в видео мате­ри­а­лах. Пол­но­цвет­ность лого­ти­па стоит вос­при­ни­мать в ряде акцент­ных, основ­ных цве­тов, при­ме­ня­е­мых в раз­ра­бот­ке. От трёх до шести цве­тов (цве­то­вая схема), хотя это услов­но. Подроб­нее об этом стоит про­чи­тать в главе «Айден­ти­ка».

Нужно отчёт­ли­во пом­нить и пони­мать конеч­ное вли­я­ние цвета на чело­ве­ка. Вос­при­я­тие раз­ных цве­тов и их тональ­но­стей, гра­да­ций, стро­ит раз­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния с лого­ти­пом. Хотя, это пра­ви­ло будет рабо­тать толь­ко в полно цвет­ном вари­ан­те. Основ­ным рабо­чим цве­том лого­ти­па стоит рас­смат­ри­вать чер­ный или же моно­хром­ную пода­чу символа. 

Шрифт

Шрифт, как струк­ту­ра зна­ков, может создать в эфе­мер­ном мире поль­зо­ва­те­ля, целые миры и все­лен­ные. Это сово­куп­ность понят­ных визу­аль­ных объ­ек­тов, кото­рые в вер­ной после­до­ва­тель­но­сти несут информацию.

И обла­дая пра­виль­ным пред­став­ле­ни­ем и уме­ни­ем рабо­тать со шриф­том, можно создать лого­тип. Шрифт в лого­ти­пе под­чи­нён пра­ви­лам боль­ше, чем цвет. И былая гиб­кость формы ему не близ­ка. Любой шрифт в совре­мен­ных реа­ли­ях впи­сы­ва­ет­ся в свою пик­сель­ную сетку во время раз­ра­бот­ки и обла­да­ет уже опре­де­лен­ны­ми нормативами:

шрифт с засеч­ка­ми, шрифт без засечек.

Так же у шриф­та есть свои вели­чи­ны изме­ре­ния и постро­е­ния, от кото­рых не полу­чит­ся изба­вить­ся, не нару­шив гар­мо­нию знака:

кегль, вынос­ные эле­мен­ты, внут­ри бук­вен­ные про­све­ты, высту­па­ю­щие или сви­са­ю­щие штри­хи и так далее.

Шрифт обла­да­ет юри­ди­че­ской сто­ро­ной, и стоит осмот­ри­тель­но выби­рать шрифт и вни­ма­тель­но читать лицен­зии использования.

Как исклю­че­ния, лого­ти­пы, исполь­зу­ю­щие кал­ли­гра­фию и лет­те­ринг. Подроб­нее об этом стоит про­чи­тать в главе «Кал­ли­гра­фия» и соот­вет­ствен­но «Лет­те­ринг».

Логика разработки

Стоит пони­мать, что каж­дый дизай­нер исполь­зу­ет уни­каль­ные и осо­бен­ные ходы раз­ра­бот­ки. Кото­рые были при­ня­ты им за осно­ву, исхо­дя из сво­е­го опыта. Но основ­ное пра­ви­ло в раз­ра­бот­ке лого­ти­па — логи­ка и осмыс­лен­ность закон­чен­ной идеи. Идеи брен­да, фирмы или объ­ек­та физи­че­ской и вир­ту­аль­ной величины.

Идея или ассоциация

На мой взгляд, идея не долж­на заклю­чать­ся в про­стом узна­ва­нии брен­да, это слиш­ком низко. Сам по себе лого­тип, как еди­ни­ца, дол­жен нести инфор­ма­цию боль­ше, чем набор из букв. Так же дру­гая ипо­стась того, что неже­ла­тель­но, в моём пони­ма­нии — про­сто визу­аль­ный объ­ект. Обыч­ный рису­нок в век­то­ре или же шриф­то­вой набор букв, не стоит исполь­зо­вать по оди­ноч­ке. Идею все­гда можно доне­сти лишь сово­куп­но­стью шриф­та и рисунка.

Как исклю­че­ния, ско­рее всего стоит напи­сать о фами­ли­ях: Braun, Bosch, Philips, Stolz и тому подоб­ные примеры.

Если лого­тип отве­ча­ет на вопрос:

Чем зани­ма­ют­ся обла­да­те­ли дан­но­го символа?

Он уже апри­о­ри не пло­хой. Реа­ли­за­ция идеи вто­рич­на. Ответ на вопрос пер­ви­чен, этот мак­си­ма­лизм нужно поста­рать­ся уяс­нить и утвер­дить в своих рабо­тах. Так дей­стви­тель­но проще.

Примеры логотипа

Осо­знав, что нужно раз­ра­бо­тать лого­тип для чего либо, нужно понять идею. Хотя, реаль­ность часто будет пока­зы­вать слож­ность реа­ли­за­ции логич­ных и про­стых идей. Если заказ идёт из вне, раз­ра­бот­чик лого­ти­па все­гда попа­да­ет под кри­те­рии. Кри­те­рии вку­со­во­го отбо­ра заказ­чи­ка. После поня­тия идеи лого­ти­па, необ­хо­ди­мо уви­деть при­ме­ры, кото­рые нра­вят­ся заказ­чи­ку или вам. Систе­ма­ти­зи­ро­вать их и пере­ра­бо­тать, раз­ло­жить на точки и линии.

Эскиз или скетчинг

Обла­дая при­бли­зи­тель­ны­ми визу­аль­ны­ми пред­по­чте­ни­я­ми и фак­ти­че­ски­ми цве­то­вы­ми, шриф­то­вы­ми при­ме­ра­ми, стоит набро­сать пару сотен вариаций.

Эскиз не стоит вос­при­ни­мать, как что-то слож­ное, худо­же­ствен­ное. Зада­ча чер­но­во­го наброс­ка — обо­зна­чить разум­ные кри­те­рии вари­а­ции испол­не­ния лого­ти­па. И кста­ти, наброс­ки заказ­чи­ков самые вер­ные и кра­си­вые. С этим стал­ки­ва­ет­ся и фри­лан­сер, и боль­шая сту­дия гра­фи­че­ско­го дизайна.

Огра­ни­чить вари­ан­ты и направ­ле­ния в рабо­те над лого­ти­пом, тем самым умень­шить затра­ту вре­ме­ни и сил.

Нача­ло работы

Лого­тип дол­жен обла­дать информацией:

  • При­ме­ры вер­ных логотипов;
  • Идеей брен­да или персоны;
  • Пред­по­чти­тель­ным стилем;
  • Цве­то­вой схемой;
  • Шрифтом;
  • Эскизом.

Во время раз­ра­бот­ки лого­ти­па мы обя­за­тель­но столк­нём­ся с фай­лом вер­сия 15235.ai. Это неиз­беж­ность и издерж­ка раз­ра­бот­ки лого­ти­па. Зака­зы из вне, порож­да­ют столк­но­ве­ния инте­ре­сов созда­те­ля лого­ти­па и созда­те­ля брен­да. И порой их вкус и навы­ки силь­но отли­ча­ют­ся от поня­тия общность.

Техническая сторона

Лого­тип как еди­ни­ца – неот­де­ли­ма, но мас­шта­би­ру­е­мая. Пре­зен­та­ция вари­а­ции лого­ти­пов не может пока­зать поло­ви­ну рабо­ты или часть ото­бран­ных вари­ан­тов. Необ­хо­ди­мо создать все моди­фи­ка­ции и все их пре­зен­то­вать. Вари­а­ции, кото­рые пред­ва­ри­тель­но на этапе эски­за утвердили.

Лого­тип толь­ко в век­тор­ном объ­ек­те. Пре­зен­та­ция толь­ко в мас­со­во­сти всех вари­а­ций на одном арт-борде, листе. Каж­дый отдель­ный вари­ант лого­ти­па с физи­че­ским объ­ек­том. То есть лого­тип в жизни, с при­ме­не­ни­ем мокапов.

Лого­тип любит шрифт с бес­плат­ной лицен­зи­ей или воз­мож­но­стью ком­мер­че­ско­го использования.

Исход­ни­ки, даже после про­да­жи или реа­ли­за­ции про­ек­та, стоит хра­нить. По воз­мож­но­сти долго или даже вечно…

ivi.ru [CPS]