Карл Герстнер — типограф


ЛитРес

Новый взгляд на старые вещи

Карл Герст­нер от лица пер­во­от­кры­ва­те­ля все­гда по-дру­го­му и по-ново­му смот­рит на жур­нал или же книгу, и не воору­жен­ным гла­зом замет­но, как ему тесно и не легко дает­ся оста­вать­ся в при­выч­ных для нас рам­ках формата. 

Герст­нер все­гда под­хо­дит с новым взгля­дом к про­сто­му пред­ме­ту. Он все­гда про­ду­мы­ва­ет фор­мат книги таким обра­зом, что может создать­ся такое впе­чат­ле­ние, что он и вовсе нико­гда не дер­жал этой книги в своих руках. Для Карла книга все­гда явля­лась некой скульп­ту­рой, в кото­рой хра­ни­лась очень цен­ная информация. 

Карл Герст­нер — явля­ет­ся одним из ярких пред­ста­ви­те­лей швей­цар­ско­го интер­на­ци­о­наль­но­го стиля, чей интен­сив­ный твор­че­ский пери­од ока­зал­ся доволь­но недол­гим, но тем не менее вли­я­ние Герст­не­ра на фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие типо­гра­фи­ки на евро­пей­ском про­стран­стве всё же очень велико.

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

Интер­на­ци­о­наль­ный типо­гра­фи­че­ский стиль, также изве­стен как швей­цар­ский стиль, швей­цар­ский дизайн, швей­цар­ская школа типо­гра­фи­ки. Стиль раз­ра­ба­ты­вал­ся и актив­но исполь­зо­вал­ся в Швей­ца­рии в 1950‑х гг. Осо­бое вни­ма­ние было уде­ле­но дости­же­нию акку­рат­но­сти набо­ра, удо­бо­чи­та­е­мо­сти и беспристрастности. 

Вики­пе­дия

Начало пути

Пре­бы­вая еще доволь­но моло­дым дизай­не­ром, он пока­зал то направ­ле­ние, в кото­ром будет раз­ви­вать­ся типо­гра­фи­ка. Отка­зы­вал­ся от любых эле­мен­тов деко­ра­тив­но­сти и умень­шал арсе­нал дизай­не­ра до само­го мини­маль­но воз­мож­но­го пре­де­ла. Имен­но поэто­му, рабо­ты Карла в по про­ше­ствии полу­ве­ка выгля­дят совре­мен­но, акту­аль­но и без­услов­но явля­ют­ся при­ме­ра­ми для подражания.

Буду­щий спе­ци­а­лист типо­гра­фи­ки родил­ся в 1930 году в Базе­ле, впо­след­ствии став­шем одной из сто­лиц совре­мен­но­го дизай­на. Обу­чал­ся в конце 40‑х годов в Школе при­клад­ных искусств Базе­ля под руко­вод­ством Эмиля Руде­ра и Арми­на Хофман­на. Обу­че­ние у Руде­ра и Хофман­на посте­пен­но пере­рас­та­ет в друж­бу между быв­шим уче­ни­ком и его учи­те­ля­ми, что не удивительно. 

GeekBrains

С нача­ла 1950‑х годов рабо­та­ет в реклам­ном агент­стве Макса Шмид­та. Основ­ным кли­ен­том кото­ро­го явля­ет­ся фар­ма­ко­ло­ги­че­ский кон­церн Geigy, кото­рый нахо­дит­ся в Базе­ле, чья визу­а­ли­за­ция на тот момент была настоль­ко про­грес­сив­ной и рево­лю­ци­он­ной, что даже спу­стя пол­ве­ка появ­ля­ют­ся пуб­ли­ка­ции и орга­ни­зо­вы­ва­ют­ся выстав­ки, кото­рые посвя­ща­ют­ся гра­фи­че­ско­му дизай­ну и фир­мен­но­му стилю, реа­ли­зо­ван­но­му для уже несу­ще­ству­ю­ще­го кон­цер­на. Пер­вые рабо­ты Карла, кото­рые свя­зан­ны с искус­ством, дати­ру­ют­ся 1952 годом, а пер­вые тек­сты — в 1955‑м.

Gerstner+Kutter

Зна­ком­ство и тес­ный кон­такт с Мар­ку­сом Кут­те­ром, авто­ром, а также копи­рай­те­ром, рабо­та­ю­щим для «Geigy», после сов­мест­ной рабо­ты в 1958 году над пуб­ли­ка­ци­я­ми к 200-лет­не­му юби­лею кон­цер­на Geigy при­во­дит к созда­нию реклам­но­го агент­ства под назва­ни­ем Gerstner+Kutter в Базе­ле. Для кон­цер­на они созда­ли ряд книг об исто­рии орга­ни­за­ции, в кото­рых Герст­нер по-ново­му подо­шел к инфо­гра­фи­ке, кото­рая рас­тя­ну­лась на десят­ки стра­ниц и по сей день выгля­дя­щей более чем убедительно. 

Раци­о­наль­ность, доход­чи­вость и совре­мен­ный под­ход в про­ек­ти­ров­ке маке­та книги Geigyheute дела­ют дан­ную пуб­ли­ка­цию настоль­ным посо­би­ем по тому, как можно ясно и доход­чи­во пре­под­не­сти информацию.

В 1962 году к Кут­те­ру и Герст­не­ру при­со­еди­ня­ет­ся Пауль Гре­дин­гер, и их сов­мест­ная орга­ни­за­ция полу­ча­ет корот­кое и лако­нич­ное назва­ние GGK по пер­вым бук­вам имен его учредителей. 

Герст­нер руко­во­дил с 1959 вплоть до 1971 года. Реклам­ное агент­ство GGK дер­жит­ся стра­те­ги­че­ско­го курса на уско­ре­ние тем­пов роста, стало ком­мер­че­ски успеш­ным, откры­ва­ет в 1968 году свое пред­ста­ви­тель­ство в Дюс­сель­дор­фе и впо­след­ствии в США, Вели­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Австрии и Бра­зи­лии. В 1988 году в GGK было одним из круп­ней­ших сете­вых реклам­ных агентств, управ­ля­е­мых част­ны­ми лица­ми, с два­дца­тью пред­ста­ви­тель­ства­ми в раз­ных странах.

Среди кли­ен­тов дан­но­го реклам­но­го агент­ства встре­ча­ют­ся такие ком­па­нии, как IBM, Volkswagen, Shell, Swissair, Langenscheidt и мно­гие дру­гие. Ком­мер­че­ский успех не все­гда спо­соб­ству­ет твор­че­ско­му росту, так и в слу­чае с GGK можно ска­зать, что Герст­нер ста­но­вит­ся хоро­шим руко­во­ди­те­лем, арт-дирек­то­ром, кон­суль­тан­том и все мень­ше сам участ­ву­ет в про­цес­се созда­ния дизайна.

Абстрактное искусство

С само­го нача­ла своей успеш­ной карье­ры Герст­нер увле­ка­ет­ся абстракт­ным искус­ством, кото­рое было при­бли­жен­но к кон­струк­ти­виз­му. Начи­ная с 1970‑х годов он по- дру­го­му стал рабо­тать с поверх­но­стью, воз­мож­но, слиш­ком логич­но и раци­о­наль­но. Рабо­ты Карла чаще всего можно назвать очень плос­ки­ми релье­фа­ми, в кото­рых накла­ды­ва­ют­ся пла­сты цвет­ных кон­ту­ров. Визу­аль­ный эффект осно­вы­ва­ет­ся на про­цес­се, в кото­ром нет ни еди­но­го сек­ре­та: изоб­ре­те­ние заклю­че­но в алго­рит­ме дей­ствия. Эффек­тив­ность зави­сит толь­ко от точ­но­сти дей­ствий. А в 1976 году Герст­нер сжег целую серию работ, сде­лан­ных несовершенно.

Он писал книги на тему связи ново­го искус­ства с типо­гра­фи­кой (к при­ме­ру, Designing Programmes) при­го­тов­ле­ни­ем пищи, и тео­ри­ей цвета. Раз­ра­ба­ты­вал шриф­ты, соста­вил боль­шую кол­лек­цию работ своих дру­зей, в кото­рую были вклю­че­ны Дани­э­ла Шпер­ри, Робер­та Фил­лиоу и Дите­ра Рота. 

Любил читать лек­ции и являл­ся пред­се­да­те­лем мно­го­чис­лен­ных коми­те­тов и орга­ни­за­ций. Помог про­сла­вить­ся таким худож­ни­кам, как Ханс Хин­тер­ряй­тер, Роберт Штрю­бин и Якоб Ведер, заме­ча­тель­ным коло­ри­стам. Он сыг­рал важ­ную роль в созда­нии Multiples, целью кото­ро­го было вклю­че­ние искус­ства в попу­ляр­ную культуру.

ivi.ru [CPS]