Стили в искусстве и дизайне


ЛитРес

ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 

Допу­ще­но учеб­но-мето­ди­че­ским объ­еди­не­ни­ем вузов Рос­сий­ской Феде­ра­ции по обра­зо­ва­нию в обла­сти дизай­на и изоб­ра­зи­тель­ных искусств в каче­стве учеб­но­го посо­бия для сту­ден­тов выс­ших учеб­ных заве­де­ний, обу­ча­ю­щих­ся по спе­ци­аль­но­сти 052400 Дизайн 

Москва ГАРДАРИКИ 2007

Абстракт­ное искус­ство — бес­пред­мет­ное не фигу­ра­тив­ное искус­ство, отри­ца­ю­щее кате­го­рию изоб­ра­зи­тель­но­сти. Его выра­зи­тель­ные сред­ства опи­ра­ют­ся не на подо­бие реаль­ных форм, а на ком­би­на­ции и ритмы цвета, гео­мет­ри­че­ских или сво­бод­но теку­щих форм, пятен цвета, соче­та­ния фак­тур. Рас­смат­ри­ва­лось как сле­ду­ю­щий шаг после кубизма.

Скачать. Книга о дизайне и дизайнерах. Дизайн логотипов, бренд стиль, гайдлайн,типографика. Книга о современном искусстве, художники. Шрифтовой дизай. О русском дизайне. О европейском дизайне.

Аван­гард — цен­траль­ная миро­воз­зрен­че­ская уста­нов­ка «неклас­си­че­ско­го» искус­ства, свя­зан­ная с отри­ца­ни­ем тра­ди­ци­он­ных смыс­лов и цен­но­стей куль­ту­ры. Вклю­ча­ет несколь­ко направ­ле­ний изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства и дизай­на: кубизм, футу­ризм, супре­ма­тизм, при­ми­ти­визм и т.д.

Ар деко — слож­ная смесь соци­о­куль­тур­ных фак­то­ров, фор­маль­но ком­по­зи­ци­он­ных при­е­мов, тен­ден­ций, сти­ли­сти­че­ских при­зна­ков, харак­тер­ных для евро­пей­ско­го и аме­ри­кан­ско­го дизай­на в пери­од между двумя миро­вы­ми вой­на­ми. С одной сто­ро­ны, в нем есть отго­лос­ки кубиз­ма, ком­мер­че­ское исполь­зо­ва­ние модер­нист­ских экс­пе­ри­мен­тов нача­ла XX в., впе­чат­ле­ния от дяги­лев­ских «Рус­ских сезо­нов» и архео­ло­ги­че­ских нахо­док в Егип­те, исполь­зо­ва­ние сти­ли­сти­ки и дости­же­ний «Бауха­у­за». С дру­гой — этот тер­мин стал обо­зна­че­ни­ем стиля сало­нов, рос­кош­ных доро­гих инте­рье­ров, создан­ных фран­цуз­ски­ми дизай­не­ра­ми в сере­дине 1920‑х гг.

GeekBrains

Архи­тек­тон — тер­мин, при­ду­ман­ный К. Мале­ви­чем для обо­зна­че­ния ори­ги­наль­ных скульп­тур­но-архи­тек­тур­ных моде­лей, осно­ван­ных на внед­ре­нии прин­ци­пов фор­мо­об­ра­зо­ва­ния супре­ма­тиз­ма в объ­ем­ные сооружения. 

Аэро­стиль — харак­тер­ная тен­ден­ция в ком­мер­че­ском аме­ри­кан­ском дизайне 1930‑х гг., свя­зан­ная с пре­об­ла­да­ни­ем обте­ка­е­мых форм слож­ной кри­виз­ны не толь­ко в транс­пор­те, но и в быто­вых изделиях.

Дада­изм — аван­гард­ное худо­же­ствен­ное направ­ле­ние нача­ла 1910‑х гг., свя­зан­ное со сме­ше­ни­ем кон­тек­стов, зашиф­ро­ван­но­стью худо­же­ствен­но­го языка, кол­лаж­но­стью, предъ­яв­ле­ни­ем реаль­ных пред­ме­тов как объ­ек­тов искус­ства, пред­ше­ствен­ник поп-арта. 

«Де Стиль» — стиль груп­пы гол­ланд­ских худож­ни­ков и архи­тек­то­ров, воз­ник­шей в 1917 г. Участ­ни­ки груп­пы иска­ли рав­но­ве­сия и гар­мо­нии искус­ства и жизни на осно­ве ком­би­на­ций про­стей­ших пря­мо­уголь­ных гео­мет­ри­че­ских форм.

  • Барт ван дер Лек
  • Пит Мон­дри­ан

Импрес­си­о­низм — пере­да­ча эмо­ци­о­наль­ных впе­чат­ле­ний от состо­я­ний при­ро­ды, раз­ло­же­ние цвета на состав­ля­ю­щие мазки чистых цве­тов, отказ от ака­де­ми­че­ских тра­ди­ций искус­ства в поль­зу сюже­тов, взя­тых из повсе­днев­ной жизни.

Кине­тизм (кине­ти­че­ское искус­ство) — вид пла­сти­че­ско­го искус­ства, родив­ший­ся в XX в., в кото­ром основ­ным сред­ством худо­же­ствен­ной выра­зи­тель­но­сти слу­жит дви­же­ние: рав­но­мер­ное или пре­ры­ви­стое, реаль­ное или иллю­зор­ное, цик­ли­че­ски повто­ря­ю­ще­е­ся или непред­ска­зу­е­мое. Мобиль­ные или транс­фор­ми­ру­ю­щи­е­ся формы при­во­дят­ся в дви­же­ние элек­тро­мо­то­ром, пото­ка­ми воз­ду­ха или вруч­ную. Как пра­ви­ло, подоб­ные объ­ек­ты явля­ют­ся интер­ак­тив­ны­ми, допус­ка­ю­щи­ми вме­ша­тель­ство зри­те­ля. Прин­ци­пы кине­ти­че­ско­го искус­ства широ­ко при­ме­ня­ют­ся в рекла­ме, скульп­ту­ре и элек­трон­ных устройствах. 

Кич — харак­те­ри­сти­ка пред­ме­тов, соче­та­ний эле­мен­тов, форм и цве­тов в вещах, отли­ча­ю­ща­я­ся сти­хий­но­стью, без­вку­си­ем, наивностью. 

Кон­струк­ти­визм  — кон­цеп­ция фор­мо­об­ра­зо­ва­ния и вли­я­тель­ное твор­че­ское направ­ле­ние в совет­ских архи­тек­ту­ре и дизайне, сло­жив­ше­е­ся в 1920 — 1922 гг. Харак­те­ри­зу­ет­ся пре­уве­ли­чен­ным вни­ма­ни­ем к струк­тур­ной, раци­о­наль­ной, модуль­но-гео­мет­ри­че­ской состав­ля­ю­щей формы. Наи­боль­шее раз­ви­тие полу­чи­ла сфера гра­фи­че­ско­го дизайна. 

Кон­цеп­ту­а­лизм (кон­цеп­ту­аль­ное искус­ство) — направ­ле­ние в миро­вом искус­стве 1960 — 1970‑х гг. В нем объ­еди­ня­ют­ся про­цесс твор­че­ства и про­цесс его иссле­до­ва­ния, про­дукт — идея, доку­мен­та­ция. 
Это систе­ма умо­зри­тель­ных пред­став­ле­ний и поня­тий, поз­во­ля­ю­щих отне­сти тот или иной объ­ект к сфере искус­ства; постро­е­ние игро­вой пара­док­саль­ной умо­зри­тель­ной ситу­а­ции со сво­и­ми правилами.

Кубизм — вли­я­тель­ное сти­ле­вое направ­ле­ние в визу­аль­ных искус­ствах нача­ла XX в. Одна из его худо­же­ствен­ных задач заклю­ча­лась в раз­ло­же­нии объ­ем­ных форм види­мо­го мира на основ­ные гео­мет­ри­че­ские эле­мен­ты. Сдви­ги, нало­же­ния, ком­би­на­ции эле­мен­тов форм пред­ме­тов долж­ны были пере­дать впе­чат­ле­ние одно­вре­мен­но­сти вос­при­я­тия объ­ек­та с раз­лич­ных сто­рон. Харак­те­ри­зо­вал­ся также вклю­че­ни­ем в про­из­ве­де­ния самых раз­но­об­раз­ных живо­пис­ных фак­тур и меха­ни­че­ски обра­бо­тан­ных поверх­но­стей, эле­мен­тов реаль­ной печат­ной про­дук­ции (кол­лаж).

Модерн — стиль в пла­сти­че­ских искус­ствах, в том числе в дизайне и архи­тек­ту­ре в конце XIX — нача­ле XX в. В нем отра­зи­лись фило­соф­ско-эсте­ти­че­ские уто­пии сим­во­лиз­ма, попыт­ка постичь тайны миро­зда­ния. Харак­те­ри­зо­вал­ся исполь­зо­ва­ни­ем плав­ных, упру­гих линий, инте­ре­сом к орна­мен­ту, целост­ным про­ек­ти­ро­ва­ни­ем среды. 

Модер­низм — сово­куп­ность аван­гард­ных твор­че­ских тече­ний и направ­ле­ний в раз­лич­ных видах искус­ства и дизай­на в нача­ле XX в., худо­же­ствен­ная идео­ло­гия, эсте­ти­ка, опи­ра­ю­ща­я­ся на цен­но­сти совре­мен­ной худо­же­ствен­ной сво­бо­ды и инди­ви­ду­аль­но­сти. Искус­ство при­об­ре­та­ет интер­на­ци­о­наль­ный харак­тер, зна­че­ние мест­ных школ снижается.

Оп-арт — исполь­зо­ва­ние науч­ных иссле­до­ва­ний и зако­но­мер­но­стей зри­тель­но­го вос­при­я­тия с целью созда­ния иллю­зор­ных обра­зов дви­же­ния на осно­ве гео­мет­ри­че­ских форм, раз­но­об­раз­ных раст­ро­вых систем, муаров.

Поп-арт — направ­ле­ние в искус­стве, дизайне, в том числе гра­фи­че­ском, в кото­ром баналь­ные повсе­днев­ные пред­ме­ты (обыч­но комик­сы, дорож­ные знаки, кон­сер­вы, гам­бур­ге­ры) или извест­ные лич­но­сти (фигу­ры попу­ляр­ных пев­цов, поли­ти­ков и т.д.) исполь­зо­ва­лись как объ­ек­ты в про­из­ве­де­ни­ях и неред­ко бук­валь­но физи­че­ски поме­ща­лись в кар­ти­ны и инстал­ля­ции. В зна­чи­тель­ной сте­пе­ни бри­тан­ский и аме­ри­кан­ский куль­тур­ный фено­мен 1950 — 1960‑х гг. 

Пост­мо­дерн, пост­мо­дер­низм — худо­же­ствен­ная и куль­тур­ная идео­ло­гия вто­рой поло­ви­ны XX в., при­зы­ва­ю­щая к кор­рек­ции идео­ло­гии модер­низ­ма. Пост­мо­дер­низм смяг­ча­ет жест­кость про­ект­ных уста­но­вок модер­низ­ма, выра­жав­ших­ся в стрем­ле­нии спро­ек­ти­ро­вать весь мир зано­во, допус­ка­ет в искус­ство, дизайн и архи­тек­ту­ру юмор, исто­ри­че­ские цита­ты и эле­мен­ты мас­со­вой культуры.

Стай­линг — стра­те­гия аме­ри­кан­ско­го ком­мер­че­ско­го дизай­на 1930 — 1960‑х гг., свя­зан­ная с созда­ни­ем совре­мен­ных, мод­ных, понят­ных потре­би­те­лю и выра­зи­тель­ных форм про­мыш­лен­ных изделий.

Супре­ма­тизм — автор­ская твор­че­ская кон­цеп­ция К. Мале­ви­ча, новая кос­мо­го­ния искус­ства, гло­баль­ное пере­устрой­ство мира на осно­ве гео­мет­ри­че­ских эле­мен­тов — плос­ко­стей, окра­шен­ных чистым цве­том, паря­щих в бес­ко­неч­но­сти бело­го про­стран­ства. Сим­вол супре­ма­тиз­ма — кар­ти­на Мале­ви­ча «Чер­ный квад­рат» (1915).

Сюр­ре­а­лизм — направ­ле­ние, вырос­шее из дада­из­ма, вне- или сверх реаль­ность, сим­во­ли­че­ское выра­же­ние неосо­знан­ных жела­ний в форме ком­би­на­ций визу­аль­ных обра­зов-сим­во­лов, пара­док­саль­ные соче­та­ния смыс­лов в про­из­ве­де­ни­ях изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства, рекла­ме, мод­ных изделиях. 

Функ­ци­о­на­лизм — общая тен­ден­ция миро­во­го дизай­на 19501970‑х гг., про­яви­лась в мини­му­ме деко­ра во внеш­ней форме, в неза­мет­но­сти дизай­на, в дей­стви­тель­ных, а не мни­мых свой­ствах вещей, мак­си­маль­но учи­ты­ва­ю­щих чело­ве­че­ский фак­тор, эрго­но­ми­ку, удоб­ство поль­зо­ва­ния. Тер­мин стал исполь­зо­вать­ся и с неко­то­рой сти­ле­вой окрас­кой, ино­гда как одно из про­яв­ле­ний интер­на­ци­о­наль­но­го стиля. 

Футу­ризм — направ­ле­ние в искус­стве нача­ла XX в. (1909 — 1920‑е гг.), охва­тив­шее лите­ра­ту­ру и живо­пись, скульп­ту­ру и архи­тек­ту­ру, фото­гра­фию, кино и театр, дизайн и моду. Основ­ная идея — пере­да­ча всего ком­плек­са дина­ми­че­ских ощу­ще­ний совре­мен­ной жизни нетра­ди­ци­он­ны­ми соче­та­ни­я­ми и при­е­ма­ми худо­же­ствен­ной выра­зи­тель­но­сти, взя­ты­ми из раз­лич­ных видов искусства.

Хай-тек — сти­ле­вое направ­ле­ние в миро­вом дизайне и архи­тек­ту­ре 1970‑х гг., свя­зан­ное с предъ­яв­ле­ни­ем через форму и кон­струк­цию изде­лий и соору­же­ний совер­шен­но­го каче­ства отдел­ки, пере­до­вых про­мыш­лен­ных тех­но­ло­гий, точ­но­сти сты­ков­ки дета­лей, при­ме­не­ни­ем в устрой­стве жилой среды узлов, кон­струк­ций и дета­лей, исполь­зу­е­мых в про­мыш­лен­но­сти, тор­гов­ле и на транс­пор­те. Отли­ча­ет­ся оби­ли­ем метал­ли­че­ских поверх­но­стей с раз­лич­ной фак­ту­рой, пре­об­ла­да­ни­ем ахро­ма­ти­че­ской гаммы изде­лий, кон­траст­ным соче­та­ни­ем чер­но­го и белого.

ivi.ru [CPS]